“Deadly Blessing” (Смертельное благословение) (1981). Джим и Марта Шмидт живут в своем доме рядом с фермерской общиной хеттов, религиозных фанатиков, считающих любое проявление технологического прогресса дьявольщиной, большие города - рассадником зла, а женщин, позволяющих себе одеваться так, как это принято в 20-м веке, - исчадиями ада. Когда-то и Джим был одним из них, но в один прекрасный день уехал в Лос-Анджелес учиться, из-за чего отцом, ненормальным и агрессивным стариком Исайей, был навеки отлучен от семьи. В тот день Шмидты праздновали свою первую годовщину, но она же стала и последней. Когда настала ночь, из амбара, где стоял трактор, на котором Джим работал с раннего утра до позднего вечера, послышались какие-то странные звуки, разбудив фермера-«отступника». Он немедля отправился в амбар, обнаружил на стене очередную религиозную похабщину, намалеванную Уильямом Глантцем, слабоумным из коммуны Исайи, но самого Уильяма там уже не было. Был кто-то другой. Тот, кто завел двигатель трактора, тот, кто на нем переехал Джима. После похорон к Марте приезжают подруги из Лос-Анджелеса, Лана и Вики, уговаривая девушку вернуться в город, однако она отвечает отказом - ей слишком дорог этот дом, да и идти на поводу у хеттов, прогибаться под них она совершенно не хочет. Но вскоре появляется второй труп. Это Уильям, которого неизвестный убивает, вонзив ему в спину тонкий клинок, когда дурачок наблюдал за переодевающейся Мартой. А нашла Глантца Лана, отправившись в амбар за набором инструментов для починки трактора. Сначала захлопнулась дверь, следом за ней - ставни, а потом внутри появилась темная фигура. Девушку этот человек убивать не стал, только напугал до полусмерти. Но на выходе - когда дверь все же открылась - Лану ждал сюрприз в виде Уильяма, болтающегося в петле… И это только начало кошмара, последовавшего за смертью Джима.
.
«Смертельное благословение» - не самый известный фильм раннего Крэйвена, прохладно встреченный критиками и далекий от культового статуса. Что странно. Стоит он на трех китах: насыщенности действием, загадке и атмосфере. Достаточно того, что вы до самого конца не знаете наверняка, кто же именно стоит за всеми убийствами, коих, кстати, немало. Ненормальный Исайя, считающий всех вокруг дьявольскими отродьями и всё вокруг - его, Дьявола, происками? Убивающий как «чужих», так и «своих» - чтобы «чужие» боялись? Но это было бы слишком просто. Атмосфера великолепна, ряд эпизодов надолго врезаются в память, обходясь при этом без единой капли крови. Сцена в ванной со змеей. Сцена в амбаре с Ланой. Убийство Джима, в конце концов. Все сделано по давно существующим канонам, в «Благословении» не стоит искать чего-то нового, неординарного. Но клише обыграны мастерски, вплоть до таких банальностей как боязнь пауков и змей. То же самое касается хеттов. Хорроры, посвященные злодеяниям религиозных сект, славящих христианского бога, а вовсе не его библейского противника, - явление нередкое и часто довольно унылое. Исайя и остальные, казалось бы, не сильно отличаются от героев таких фильмов как «Дети кукурузы». Но только на первый взгляд. Потому что они живые, реальные, настоящие, и веришь: именно так ведут себя религиозные фанатики. Да что там - не веришь, а знаешь! Среди дополнительных плюсов: известные актеры, к тому же достойно сработавшие, вроде Эрнеста Боргнайна, и не слишком на тот момент известные, вроде Майкла Берримана и Шарон Стоун, для которой роль Ланы стала одной из первых в карьере, причем не сказать, что проходной. А красавица Марта легко сбрасывает с себя одежду, и не раз, причем эти моменты не назвать по-трэшовому немотивированными. Но главное, конечно, не это. Главное - то, что вы сидите и смотрите этот фильм, вцепившись пальцами в кресло, главное - то, что вам частенько бывает жутковато, саспенс - на высоте, и почти все сто минут из ста вы теряетесь в догадках, кто или что здесь является НАСТОЯЩИМ корнем зла. При этом «Благословение» кажется то религиозным хоррором, то мрачнейшей мистикой, то и вовсе слэшером на пару с giallo (убийца с ножом и в черных перчатках, интересная, но не слишком логичная и во многом дикая развязка - откуда это?). Когда Крейвен и трое других сценаристов раскрывают карты, остается только недоуменно щелкать челюстью. Но даже с учетом невменяемого финала, «Благословение» - не «Люди под лестницей» и не «Смертельный друг», а одна из лучших работ покойного гуру.
.
7,5/10