“The Medusa Touch” (Прикосновение медузы) (1978)

Oct 19, 2015 02:43



“The Medusa Touch” (Прикосновение медузы) (1978). В своей квартире поздним вечером убит писатель Морлар, чьи книги неизменно пользовались спросом у читателей, но критиков оставляли равнодушными. На столе - два бокала с вином, включен телевизор. В момент убийства передавали новостные сводки о страшной трагедии, постигшей троицу астронавтов, которые должны были основать первую колонию на Луне. Орудием убийства послужила тяжелая статуэтка, при ее помощи неизвестный почти в буквальном смысле вышиб Морлару мозги. На место преступления прибывает инспектор Брюнель, представитель парижской полиции, работающий в Лондоне в рамках программы по обмену опытом между сотрудниками Скотланд-Ярда и Национальной жандармерии. Но то, что начиналось как дело об убийстве, в тот же день странным образом пришлось переквалифицировать в попытку убийства - потому что, вопреки всему, Морлар жив! Он страшно изувечен, тело находится в состоянии комы, однако его мозг работает в полную мощь. Копаясь в записках писателя, Брюнель обнаруживает неоднократные упоминания некоего Зонфельда, и скоро выясняется, что это лечащий врач Морлара, причем не мужчина, а очаровательная дама-психотерапевт. К ней писатель пришел с крайне загадочной историей и просьбой о помощи, чувствуя, что находится на грани безумия. Когда он был совсем еще ребенком и болел корью, его изводила строгая и фанатично религиозная сиделка. Морлар пожелал ей смерти, и на следующий день она умерла. То же самое произошло с его родителями - их переехала собственная же машина, у которой отказали тормоза, хотя за минуту до этого все было исправно. И это только начало. Морлар вырос человеком великого ума - и такой же ненависти. К несправедливости мира, Богу и всему, что олицетворяет Система. Брюнель полностью погружается в историю его жизни и через какое-то время понимает, что поиски убийцы отходят на второй план…
.
Один из «фильмов детства», который я отчаянно искал в течение многих лет. Помнил - в целом - сюжет, помнил начало и прошибающую зрителя холодным потом концовку, но совершенно не помнил названия самой ленты. Почему-то был уверен, что Морлара сыграл Майкл Кейн, но в его фильмографии не оказалось ничего даже близко похожего. Так бы поиски и закончились ничем, если бы не чистая случайность: «Прикосновение медузы» выложили на одном из трэкеров, я прочел синопсис - и вот же оно! Ностальгия не обманула. Фильм близок к абсолютному шедевру. По многим причинам. Давайте загибать пальцы. Во-первых, сама история, в основе которой, как выяснилось, лежит роман слабо знакомого мне Питера Ван Гринэвэя (другие его работы, если и были, то не экранизировались). С одной стороны - мистический детектив в чистом виде, с другой - психологический хоррор, с третьей - почти манифест, знакомясь с которым, теряешься и не знаешь, кем считать Морлара, жертвой, злым гением, ошибкой природы, сыном Дьявола, простым безумцем или кровожадным, но все-таки героем? Вторая причина - не только прекрасно сработанный сценарий, но и мощный саспенс, накаляющийся к финалу настолько, что становится душно. Третья причина - актеры. Майкла Кейна здесь и правда нет, Морлара сыграл Ричард Бертон, и сыграл блистательно. Взгляд его холодных глаз будет еще долго буравить впечатлительного зрителя, а кому-то - и сниться в кошмарах. Что до Брюнеля, то он - не менее великий Лино Вентура, идеально вписавшийся в эту роль. Четвертая причина - фильм безукоризненно снят. С одной стороны, в нем почти нет спецэффектов, с другой, эпизод с обрушением собора запоминается на всю жизнь. Почти бескровная, с одним-единственным убитым, и то - не до конца (если не считать сотен безымянных людей, погибших под обломками «дома господнего»), достаточно быстро раскрывающая карты, эта работа на 100 процентов может называться хоррором. Потому что она и увлекает, и пугает. Более того, сюжетная основа близка к реальной жизни: не зря в фильм вплетен рассказ о Кулагиной и других подобных ей людях, обладающих даром телекинеза. Что если в этом мире живут человек с теми же способностями, только развитыми намного сильнее? И что если его великая сила способна лишь разрушать? Чей он сын, Дьявола или Бога, или никакого Бога нет в помине? «Прикосновение медузы» достойно того, чтобы занять свое место в коллекции психологических, нестандартных и чертовски мрачных хорроров, которые не только способны вогнать в транс (что уже редкий случай), но и заставить зрителя думать (что случается еще реже). Блестяще.
.
9/10

9 из 10, драма, телепатия, британский хоррор, семидесятые

Previous post Next post
Up