“Island of Terror” (Остров террора) (1966). Один из жителей маленького островка Петри у восточного побережья Великобритании, фермер Ян Беллоуз, по дороге домой ночью слышит жутковатые звуки, доносящиеся из пещеры неподалеку. Ведомый больше любопытством, чем страхом, он заглядывает туда - и на этом его жизненный путь можно считать оконченным. Через несколько часов жена Беллоуза, еще не знающая, что она стала вдовой, врывается к констеблю Джону Харрису, прося его о помощи в поисках мужа. И полицейский находит пропавшего. Вернее, его тело, которое с трудом поддается опознанию, а все потому, что оно больше похоже на желе, выглядя так, будто покойный каким-то невероятным образом расстался со всеми своими костями, от позвоночника до кистей. Харрис сообщает об этом единственному на острове доктору, мистеру Ландерсу, а Ландерс, в свою очередь, после вскрытия тела Беллоуза отправляется на материк, к лучшему в Англии патологоанатому Брайану Стэнли. Несмотря на свой богатейший опыт, прославленный ученый признает, что впервые слышит о таком случае и просит помощи у доктора Дэвида Уэста, специалиста по заболеваниям костей. Заинтригованные странной смертью, оба мужчины отправляются с Ландерсом на Петри и первым делом едут в расположенную вдалеке от всех жилых строений лабораторию отшельника доктора Филлипса, который мечтал о том, чтобы победить рак. В доме ученого - та же самая картина, что и в пещере. Все мертвы, костей нет, плоть словно сдулась. Позже становится известно, что в ходе своих исследований покойный борец с раком создал новую форму жизни, которая должна была бы пожирать пораженные болезнью клетки, но вместо этого занялась уничтожением своих создателей, а потом и всех, кто попадется на ее пути…
.
Такой сюжет сделал бы честь любому «мутационному жутику» 2000-х, не говоря уже о шестидесятых. Как это мило: уединенный остров, чье население ограничивается, дай бог, несколькими сотнями человек, диковинные опыты ученого-затворника, давшего жизнь тварям, которые оказались куда хуже любого страшного вируса. Ведь если на второй день после прибытия Стэнли и Уэста на остров там уже было 64 монстра, то к шести вечера их число увеличилось вдвое, а через неделю могла бы появиться уже миллионная колония. И это твари, с которыми почти невозможно справиться! Что мы помним о классических фильмах ужасов той поры? То, что они зачастую радовали не только качественной актерской игрой, но и атмосферой, отличными историями, до которых далеко многим хоррорам, снятым в 21-м веке. Однако со спецэффектами часто была беда. В качестве примера можно привести хаммеровскую «Рептилию» - отличный же фильм, но каков монстр… Из тех, что лучше не видеть, и вовсе не потому, что он пугает до полусмерти одним своим видом. А вот «Остров террора» этого недостатка лишен, как, впрочем, и «Человек-проекция» 1967-го - упоминаю «Человека» не просто так, ведь эти фильмы были выпущены в качестве «двойного издания». Не буду описывать творения Филлипса, скажу лишь, что выглядят они прекрасно, а сцены с пожиранием людей и размножением могут неприятно (в хорошем смысле) удивить особо впечатлительных особ, появившихся на свет на 10-20 лет позже, чем был снят «Остров». Спецэффекты и локации - не единственные достоинства этой ленты. Ее снял Теренс Фишер («Собака Баскервиллей» ‘59, «Дракула» ‘58, «Проклятие Франкенштейна» ‘57, «Мумия» ‘59, «Призрак оперы» ‘62), а роль мистера Стэнли сыграл Питер Кашинг. Ну почти «Хаммер»! Только не «Хаммер». Хотя уровень - лучших постановок этой студии, разве что обошлось без «готичности», принесенной в угоду и жертву научно-фантастическим аспектам. Что характерно, обошлось без угрозы радиации и без инопланетян - а если помните, в шестидесятых эти темы были очень популярны. В том числе и в фильмах с приставкой sci-fi («Рептиликус», «Каменные монстры», далее везде). Да простят меня апологеты классики, но эта лента у Фишера получилась намного более яркой, мрачной и динамичной чем его же «Собака Баскервиллей», не говоря уже о необычных тварях и удивительно хороших спецэффектах.
.
7,5/10