Bethlehem «Hexakosioihexekontahexaphobia» (2014).
.
От этих парней не знаешь, чего ждать. Хотя каких таких «парней»? Отцы германского дарк-блэка, им уже далеко за сорок. То кавер на Фрэнка Синатру, то сотрудничество с Кварфортом, то мелодичный боевик, балансирующий на грани между Oi! и готик-хэви - именно он идет за номером один на этом альбоме с мудреным и совершенно непроизносимым названием, которое на деле означает одну из фобий (боязнь числа шесть-шесть-шесть). Потом случаются заходы в дум, старый добрый дарк-блэк, с приятным уху скримингом и звонким чистым вокалом с намеренно «кривым» произношением (как будто на немецком поет не немец, а румын). Из мелодических особенностей - ни у одной из песен нет финала как такового, они просто тихонечко сходят на нет, да и стартуют будто из ниоткуда. Великолепная работа, темная, атмосферная, интересная с точки зрения мелодики, и как всегда - с мощной дозой самоиронии и черного юмора. 8,5/10
.
HellLight «No God Above, No Devil Below» (2013).
Продолжение пройденного, а о пройденном я уже как-то раз писал: HellLight - это группа из Бразилии, но если не знать, что они из страны диких обезьян и фавел, то вряд ли догадаетесь. Звучание и мышление - совершенно европейские. Не совсем фюнерал, скорее, просто дум с фюнеральными нотками, не мрачный, но меланхолично-отрешенный и очень мелодичный, с вставками великолепного чистого голоса (то, что вокалист умеет не только рычать, но и петь, он уже с успехом доказал несколькими годами ранее, отлично перепев, например, квиновскую «Show Must Go On»). Одна из лучших групп в этом стиле, и альбом 2013 года - не хуже старых, а они были великолепны. 8/10
.
Fullmoon Bongzai «Is All That You Deserve» (2012).
Парочка ненормальных (или сколько их? метал-архивы молчат) из Греции играют индустриально-авангардистский блэк. Ограниченные технические возможности - как игры, так и записи - не позволяют пускаться в арктурусовские и ульвероподобные дали, но это не мешает парням вдоволь экспериментировать с сэмплированием вокала на домашнем ноутбуке, вставкой клубно-подвальных умц-умц-умц и прочих вкусностей. В отличие от большинства «экспериментаторов», Fullmoon Bongzai почему-то производят приятное впечатление. Хоть и одноразовое. 6/10
.
Rituals of a Blasphemer «Mors Inumbratus Supra Spritus» (2014).
(Не)свято место пусто не бывает. Давно уже нет JudasIscariot, и чем занимается Akhenaten сейчас, неизвестно. Вряд ли музыкой. Однако у нас теперь есть Nocturnus Dominus и сразу семь его проектов (Antichristian Kommando, Black Devotion, Goat Terrorism, Unhuman Disease, Wudeliguhi, Forbidden Eye). Если A.K. - чистый тру-блэк во славу Darkthrone и того же Judas Iscariot, а G.T. - raw black c песнями длиной максимум по две минуты, то Rituals of a Blasphemer - шажок в сторону более «человеческого» блэка. Он даже бывает мелодичным, и в нем даже встречаются гитарные соло! Но атмосфера - та же, андерграунд - на 666%. Очень не хватало такой музыки. 8/10
.
Varghkoghargasmal «Call of the Raven» (demo 2005), 7'EP (2007).
Вот уж точно - не жди ничего хорошего от команд, названиями которых люди заморачиваются больше, чем музыкой. Обе записи этого проекта настоятельно рекомендуются к прослушиванию двум категориям людей: тем, у кого запор, и тем, кто считает себя плохими музыкантами. Гитары - мимо нот, барабаны - тру-панк отдыхает, мелодика - кривая-косая, что хотели сказать - непонятно. Хотя нет, понятно: выпендриться, взяв за основу примитивнейший депрессив-блэк и зачем-то пустив акустический бас вместо классического чёса. Но ВОТ ТАК сбиваться и так косячить - для этого, по всей видимости, нужно какое-то специальное умение. Эдакий говноскилл 80 уровня. 0/10
.
Hell «Curse & Chapter» (2013).
Концертные выступления у этой команды больше напоминают тщательно подготовленные перфомансы. Пиротехника, вокалист на ходулях, с обнаженным торсом и огромными рогами... Что до музыки, то она (а Hell, между прочим, существуют чуть ли не со времен динозавров и мамонтов) оставляет желать лучшего. Театральный актер в роли певца часто скатывается с пения на манерные повизгивания и декламации, аккомпанементом этому - симфонизмы, «сатанинская» лирика и осовремененный NWOBHM второго эшелона. 2/10
.
Sludge «Sweet Daisy» (EP 1996), «The Well» (1997), «Yellow Acid Rain» (2004).
Эта швейцарская команда начинала со своеобразного дума со своеобразным чистым вокалом и экспериментами вне каких-либо жанровых рамок, что слушалось как с интересом, так и с удивлением, а потом случился брутальный перекос в сторону позднего Samael. Не зря же здесь играет их гитарист. И на альбоме 2004 года мы слышим дарк/блэк в духе «Lex Mundi», более жесткий, менее причесанный, с электроникой, но без клавиш. Честно говоря, первые два диска остались мною непонятыми, а вот «Yellow Acid Rain» наверняка буду переслушивать. -, -, 7/10
.
Vapor Hiemis «Пламя зимы» (2014).
Фолк-блэк, да на белорусском? Ох, как же надоела эта славянская паганщина. Так подумают многие и навсегда забудут о том, что есть такая витебская группа как Vapor Hiemis. А зря. Потому что если дать их первому полноформатнику хотя бы один шанс, то варианта два - либо вы фанат, либо самоубийца. Последнее - в том случае, если на вашу шею сама собой надевается веревка при звуках блэка, скрещенного с чем-то совсем инородным. В данном случае - с трансом и dark electro. Именно так. Белорусский pagan metal для танцполов. Вместо барабанов - сами догадайтесь что. Вместо «ой-люли-люли» и аутентичных инструментов или хотя бы балалаек - густой пласт электроники. При этом баланс соблюден отлично! Я фанат. А жена страшно ругалась. 8/10
.
K.F.R. «Necro» (2015).
У французов свое видение экстремальной музыки. Оно может быть каким угодно, с уклоном в красивые переборы и поэтичность, или с искренней любовью к разодранным в клочья венам, но оно всегда болезненное. Слегка. Или не слегка. Вспомнить можно хоть Daemonium, хоть Forbidden Site, хоть Mutiilation. Вот и K.F.R. не стали исключением. Вроде бы очень простая музыка. Даже кривоватая, даже, простите, тупая. Но попробуйте так сыграть! Вернее, нет, не так - попробуйте ЭТО придумать. Риффы простейшие, но почему вокруг сгущается тьма, и кажется, что ты пациент психбольницы с осколком бутылки в кровоточащем горле, а психбольница эта - в самых глубинах Ада? За барабанами - небезызвестный Деха, экс-бельгиец-ныне-болгарин, но он тут не главный. А главный - художник-некрореалист, в один прекрасный момент почувствовавший, что одного вида искусства ему мало. Своеобразный вариант черного металла, и вряд ли он понравится всем любителям того, что «тру» и того, что «депрессив». Но тем, кому понравится - еще и запомнится. Надолго. 8/10
.
Melechesh «Enki» (2015).
Новый суперальбом хорошей команды. Релизами они нас балуют не так часто, но оно, наверное, и к лучшему - качество не переходит в количество. А услышим мы то же самое, что и раньше. Техничнейший и очень необычный «месопотамский блэк». Не повтор пройденного, а планомерное его развитие. Не скачок вперед, а нормальная эволюция. Подумать только, а ведь начинали парни с простого и далеко не идеально сыгранного BM (при всем уважении к «Jerusalem Burns») - если включить друг за другом любую песню с их дебютника и с «Enki», сложно будет поверить, что это одна и та же группа. Это то, чем могли бы быть Absu, родись они на палестинской земле. Альбом без изъянов. Из приятных бонусов: гостевой вокал Макса Кавалеры и Сакиса Толиса из Rotting Christ. 9,5/10