“El pantano de los cuervos” (Болото воронов) (1974). Доктор Фроста, изучающий генетические мутации и не считающий смерть необратимым состоянием, терпит фиаско сразу в двух европейских клиниках. Сначала опыты над мертвыми ставит под сомнение его наставник, титулованный немецкий врач, считая их антигуманными, идущими «против законов божьих». Затем комитет медицинской этики уже в другом научном институте выносит аналогичный вердикт, запрещая одержимому безумными идеями эквадорцу продолжать эксперименты по оживлению трупов. Ему не остается ничего, кроме как вернуться в родную страну, где он устраивается работать в одной из медлабораторий, но большую часть времени проводит на уединенной вилле посреди болот, над которыми кружат вороны и стервятники. Там Фроста вместе с верным помощником по имени Альберто продолжает однажды начатое дело, скидывая «результаты неудавшихся опытов» в топь - как тела целиком, так и их части. Это вызывает немалое удивление у полицейского комиссара из города - то ему принесут отрубленную кисть, то часть мозга, то глаз, то ухо. Но пока слуги закона пытаются понять, откуда взялись эти части тел - ведь в полицию не поступало никаких сообщений о пропавших людях, Фроста стремительно сходит с ума. Причиной тому - его возлюбленная Симона, смертельно уставшая от того, что ее мужчина все время проводит за работой, а ей уделяет, дай бог, несколько часов в неделю. Когда она заявляет ученому, что все кончено, тот в порыве ревности выкрадывает девушку, прежде чем она смогла бы воссоединиться с другим своим любовником, ресторанным музыкантом из Америки. «Когда я не получаю совершенства, я его создаю» - с этими словами Фроста делает неверную подругу одновременно своей пленницей, пациенткой и жертвой нового эксперимента.
.
Испано-эквадорский хоррор, везде проходящий под меткой «зомби», но на деле не имеющий к мертвяцкому поджанру никакого отношения. В большей степени это своеобразная вариация на тему как Франкенштейна, так и лавкрафтовского (но не гордоновского) «Реаниматора». Безумный доктор с безумной идеей - но не Герберт Уэст; мрачный дом с заспиртованными эмбрионами на полках и животными в клетках, стоящий посреди глухих болот, в которых уже не хватает места для «отработанного материала», в качестве которого используются проститутки, бродяги, даже прокаженные; верный ассистент - но не Игорь. И если вы надеетесь, что однажды, темной-темной ночью из этой «дрыгвы» поднимутся десятки алчущих мести трупов, у некоторых из которых не хватает определенных кусков «органики», то - увы. В этой ленте хорошее и плохое, белое и черное переплетается в единое целое, один запутанный клубок, в котором поровну от атмосферного хоррора и sleaze’а. Взгляните на проклятое болото в сумерках или на рассвете, с плавающими поверх воды гниющими головами! Бррр. А как насчет сцены подробной аутопсии? Хоть она и топорно выполнена - тело «мертвеца» больше напоминает резиновый костюм неестественно серого цвета, надетый на кусок куриного филе, телячьих кишок и говяжьей вырезки. Ближе к концу случится еще и нечто, очень похожее на то, что называется «некрофилией». Причем, тут нет шока ради шока: все это показывается буднично, в контексте, как будто так и надо (а ведь и правда надо). Есть легкие комичные нотки. Вроде комиссара, уделяющего больше внимания очередной проходящей мимо красотке, чем своим непосредственным обязанностям, и спокойно доедающего обед, когда рядом с тарелкой валяется гнилая человеческая кисть. А есть нотки откровенно нездоровые. Вроде Ричарда, того самого парня из США, который постоянно таскает с собой женскую куклу в полный рост. Минусы? Из крупных - нереализованный потенциал. Могло быть больше готики, больше атмосферы, больше хоррора как такового! Из мелких - дурацкая музыка, затянутое действие, недостаток «зомби»-составляющей. Но в целом «Болото воронов» - удивительно приятное «сочинение на тему». И что важно, в отличие от большинства испанских образцов еврокульта тех времен, тут совсем нет глупостей и даже намека на трэш. Пола Нэши, кстати, тоже нет.
.
7/10