"Funeral Siniestro" (Кошмарные похороны) (1977). У Изабель при странных обстоятельствах умирает отец, богатый сеньор, которому принадлежало шикарное поместье, стоящее бок о бок с глухим лесом и вдалеке от ближайших домов. На похоронах была вся деревня, но никто не произнес ни слова, только эхом в застывшем воздухе звенел церковный колокол. Сама же Изабель, совсем еще девочка, заплакала лишь тогда, когда гроб с ее «падре» начали закидывать землей: теперь в этом мире она одна-одинешенька. Потому что дядя Умберто и его жена Лукреция ей совсем не друзья, скорее наоборот. Они переезжают в дом, который Изабель считала своим, и практически сразу после этого Умберто отбывает по срочным делам в Боготу, оставляя свою супругу и дочь покойного брата на попечение разнорабочего Хайме, который рад был бы уволиться, но остается, из уважения к новому хозяину, еще на неделю. Тут же становятся очевидными намерения Лукреции. «Долго мне еще терпеть твой чертов плач?!», - кричит она на Изабель. Но при появлении мужа тут же начинает с девочкой умильно сюсюкать. «Хочешь разбить все, что у меня есть?!», - раздается еще один вопль, когда «падчерица» случайно роняет на пол тарелку. Похоже, эта женщина, у которой никогда не было и не будет детей, женщина, похожая на ведьму, на самом деле таковой - ведьмой - является, а поместье намерена прибрать к рукам. Для этого требуется немногое: устранить Изабель любым доступным способом. Но первым становится Хайме, заметивший, как Лукреция проводит ритуал черной магии со свечами и черепами. Сначала она пытается его задушить, а когда это не получается, глушит лопатой по голове, потом закапывает в том самом лесу, благо тело тащить недалеко, а выкопать неглубокую могилу - дело, дай боже, получаса. Дальнейший план очень прост: избавиться от мерзкой девчонки до возвращения Умберто. Но случается так, что погибает сама Лукреция. Кошмар не закончился, он только начался. Наступает время вторых по счету похорон. Взрослые к вечеру разойдутся по домам, девочка останется одна. Наедине с трупом. С трупом человека, у которого в прошедшей жизни осталось одно незавершенное дело...
.
Жил-был человек по имени Хайро Пинилья. Он был родом из Колумбии и очень любил кино. Не такое, какое снимали в его стране в те годы. Другое: ужасы, призраки, мистика, ведьмовство. Когда очень хочется что-то сделать, и никто другой этого не делает, приходится делать это самому. Так решил Хайро, и за краткий промежуток времени снял несколько хорроров. Без бюджета, с непрофессиональными актерами, на голом энтузиазме. Его сравнивают с легендарным мистером Вудом, только сравнение неверно: попробуйте запрыгнуть в машину времени и начать снимать ужасы в Колумбии образца семидесятых. Это примерно то же самое, что играть блэк-металл в Анголе. Не знаю, как остальные фильмы Пинильи (этот-то достать - чудо из чудес), но «Кошмарные похороны» оказались не просто любопытным артефактом, а настоящим сюрпризом, действительно качественным хоррором от того и оттуда, от кого и откуда ждать такого не приходится и не приходилось. Оцените хотя бы пролог, потратьте пять минут, возможно он даже есть на youtube, и вам все станет ясно. Без диалогов, под сумрачно булькающий саундтрэк, с блеклыми красками (и дело отнюдь не в плохой копии с VHS), последний кадр - не на гроб, а из гроба. Фильм достаточно длинный, чуть более ста минут. Но в нем едва ли есть ненужные сцены. Развивается все по лучшим мексиканским и испанским рецептам; думаю, Пинилья был неплохо знаком с наиболее яркими работами своего коллеги из чуть более северной страны, того, чья фамилия Табоада. Потому что есть определенные, хоть и неявные параллели. Снято красиво, атмосферно, эффектно. Начало - концентрированная готика, потом - клишированный хоррор, затем - что-то, напоминающее латиноамериканские сериалы, следом - снова хоррор. История о призраках, в которой нет призраков, история о проклятом доме, который не проклят, история о ведьме, которая на самом деле историей о ведьме не является. Тут есть не только твисты. Вряд ли найдется провидец, который скажет: «О, я знаю, что будет дальше, и чем все закончится». Как же! Сюжетные хитросплетения интригуют, атмосфера затягивает, старая добрая медлительность - только в плюс. Периодически фильм кажется и правда жутковатым, а великолепный (кто бы мог подумать - ведь Колумбия, 77-й год!) саундтрэк добавляет мрачных ноток. Один резкий поворот на 20-й минуте, второй - на 50-й, и так далее. Из «Кошмарных похорон» получилось бы три-четыре отменные короткометражки. При этом в отсутствии целостности дебют Хайро упрекнуть нельзя, как и в отсутствии внимания к деталям. Не люблю быть безапелляционным, но эта лента обязательна к просмотру всем поклонникам «атмосферного» и «готического» хоррора, а не только «редкого» и/или «латиноамериканского».
.
8/10