“Oculus” (Окулус) (2014)

Jun 11, 2014 00:45



“Oculus” (Окулус) (2014). В 21 год Тима Рассела выпускают из психиатрической клиники, где его держали ровно десять лет после того, как он убил собственного отца. Тима встречает старшая сестра Келли и тут же переходит к делу: «Я нашла его». - «О чем ты?» - «Ты знаешь». Долгие годы она посвятила изучению истории старинного зеркала Лессера, из-за которого, по ее мнению, и погибли Расселы-старшие, а Тим оказался взаперти. «Мы должны успеть. Выполнить обещание. Убить его». И правда, тогда они поклялись, что уничтожат проклятый кусок стекла. Но не смогли это сделать 10 лет назад. Теперь Келли надеется взять реванш, воспользовавшись тем, что работает в фирме по продаже антиквариата, и забрав ненавистный ей «артефакт» якобы для ремонта. В их доме, том самом доме, где произошла трагедия, она установила с десяток видеокамер и ноутбуков, в каждой комнате - по термометру, несколько будильников, несколько телефонов, в том числе и стационарный, городской, сделала запасы питьевой воды. Ее цель - доказать, что ее отец и отец Тима, Алан, не был сумасшедшим, не убивал свою жену. А началось все с того, что семья переехала в новый особняк. В качестве подарка для Мэри муж приобрел антикварное зеркало, совершенно не зная его истории. Сначала умерли все цветы. Потом исчез их общий любимец, лабрадор Мэйсон. Пес долгие часы сводил Мэри с ума своим лаем, пока она не заперла его в кабинете Алана, где стояла та самая старинная вещица. А когда дверь комнаты, куда никто не заходил, и из которой никто не выходил, открылась, от Мэйсона там не осталось ни следа, ни тени. Следующей жертвой стала Мэри, а потом и Алан, который в секунду просветления попросил Тима застрелить его, что тот и сделал. Это не первая подобная история на счету зеркала. Все его бывшие владельцы приняли страшную смерть. Один сгорел заживо в собственном камине, другая размозжила себе молотком все до единой кости, третья умерла от обезвоживания… в ванной. Зеркало нельзя разбить. Но Келли надеется, что способ есть. И либо все произойдет прямо этим вечером, либо кошмар не закончится никогда.
.
Вам не приходилось бояться собственного отражения, когда по ту сторону - вы и одновременно не вы? Или какая-то тень, вот там, в углу - хотя нет и не может быть там никакой тени, потому что в комнате вы совершенно один, если не считать крохотного паучка на окне. Боязнь зеркал отражена и в мифологии, в современности же их успешно «одемонили» авторы многочисленных хорроров, от азиатов до американцев, от любителей «мяса с кровью» вроде Александра Ажа до бракоделов вроде Улли Ломмеля. Поэтому синопсис «Окулуса» не интригует. Интригует другое. Имя того, кто его создал по мотивам собственной короткометражки. Житель Салема Майк Флэнаган вроде бы и не очень известный режиссер, да вот есть одно «но»: за три года до этого фильма он дал зрителю хорошей дубиной по голове - в виде «Исчезновения» (Absentia). Изумительного инди-хоррора, да и вообще, пожалуй, одного из лучших «жутиков» 2000-х. Способного нагнать жути на любого вдумчивого поклонника жанра, если тот способен ценить атмосферу тотального мрака, и именно атмосфера нужна ему в первую очередь. В «Окулусе» совершенно другая история, но внимательный зритель тут же отметит сходство. И в стиле, и в подаче, и в самом концепте неизведанного, необъяснимого зла. Хотя этот фильм, конечно, дороже. Но и собрал в прокате он намного больше незаслуженно обойденного вниманием предшественника: потратили пять миллионов, получили почти двадцать девять. «Окулус» делится на две почти равные части, первая - в прошлом, вторая - в настоящем. Когда флэшбэков много, для фильма это почти всегда плохо. Не тот случай: Флэнаган слишком хорошо сшил воедино обе истории, и ту, в центре которой Расселы-старшие, и ту, в центре которой Расселы-младшие. Музыка привычно минималистичная, ухающе-бухающая, добавляющую лишнюю порцию мурашек, и без того бегающих по коже табунами. Кровь? Ага, вы наверное и не надеялись. А зря. Все очень в меру, но сцена с ногтями или лампочкой заставят некоторых покривиться, что, конечно, для режиссера только комплимент и лишний «плюсик». Чем дальше, тем больше сгущается темень, почти непроглядная, совсем не голливудская, совсем не попсовая, не основанная на компьютерных спецэффектых или громких «Бу!». Я могу показаться психом, но мне в этой истории чудится натуральный Лавкрафт, правда пополам с Кингом. От первого - «Цвет из иного мира», от второго - «1408». Себя самого Флэнаган не переплюнул, потому что «Исчезновение» переплюнуть невозможно, но и в грязь лицом не ударил. Мягко говоря. Вместе с мексиканской малобюджеткой “Here Comes the Devil” это еще одна монета в копилку действительно ПУГАЮЩИХ фильмов с пометкой 2010+. Намного лучше «Астрала 2» и всех «Заклятий» вместе взятых.
.
8/10

атмосфера, зеркала, проклятие

Previous post Next post
Up