“Caleuche: El llamado del mar” (Зов моря) (2012). На крохотном островке к югу от Чили жила только одна семья: дон Педро Мильялобос и его жена Аманда, тщетно пытавшаяся стать матерью. В 1955-м она разродилась уже третьим по счету ребенком, но и этот малыш тоже был мертв. В отчаянии женщина просит мужа отыскать корабль-призрак, который, как говорят, бороздит просторы океана близ острова Чилоэ, совсем рядом. Корабль находится, и чудесным образом после этого у Педро и Аманды появляется сын. Однако проходит 15 лет, однажды вечером воду укрывает, словно саван, ярко-синий туман, и из него появляются зловещие фигуры, атакующие дом семьи Мильялобос. «Они пришли за НИМ», - молвит Педро, и это были последние слова, который он произнес в своей жизни. А мы переносимся в Бостон и 2012 год. Именно там, в одной из океанических лабораторий работает молодая Изабель. Вернее, работала. После планового погружения в аквариум ей становится плохо, девушка буквально истекает кровью, и ее доставляют в больницу, где ставят неутешительный диагноз. У Изабель крайне редкая болезнь кожи, которая проявляется во множественных язвах, но не только в них. Недуг затрагивает и внутренние органы. Именно из-за этой болезни умер ее дед. И прежде чем начать лечение, она берет отпуск и отправляется на остров, где родился дед и отец Изабель. Ее влечет на Мильялобос словно магнитом, к тому же не дают спокойно спать страшные видения, все так или иначе связанные с этим укромным местечком. Более того, однажды отец, тогда уже смертельно больной, просил дочь вернуться «туда, где все началось». Поначалу никто не хочет везти Изабель на этот клочок суши, более того, якобы острова не существует в природе. Но потом находится добрая душа в виде Симона, молодого рыбака из этих же краев. И как только девушка переступает порог родного дома, стартует вереница странных событий, в центре которых - корабль-призрак и его жутковатые обитатели, договор с которыми однажды был нарушен. В 1970 году…
.
Этот полухоррор/полудрама/полуfantasy и правда был снят в Чили, силами местных кинематографистов, а остров Чилоэ и правда лежит к югу от этой страны. Говорят о нем многое: корабль из иного мира, скрипящий гнилым деревом, обтянутый водорослями и тиной, - лишь малая часть призрачного мира, граница с которым в этом месте почти невидима. Надо сказать, чилийцы, ранее уже отметившиеся несколькими качественными фильмами ужасов (например, такими как «Вечная кровь» или «Кровь для младенца»), справились со своей задачей - не только испугать зрителя, но и рассказать ему интересную историю - почти на «отлично». Это неприятное и несмываемое «почти» - оно из-за глуповатых (вернее, не столько глуповатых, сколько наивных) отсылок к мифологии «живых мертвых судов» и Лавкрафту. Так, например, лодка Симона называется «Дагон», а катер местного «крутого парня», не ладящего с законом, Хосе Боркеза, - «Мария Селеста». Лишь мелкие штрихи, но их достаточно много, чтобы из «Зова моря» НЕ получился «Лабиринт Фавна». Именно с (жанровым) творчеством Гильермо дель Теро иногда очень-очень хочется сравнить творение Хорхе Олгина, но это желание лучше бы задавить на корню, потому что на самом деле этот фильм - коктейль из карпентеровского «Тумана» и… (да, а как вы угадали?) «Дагона». Только ужасов меньше, а драмы больше. По большому счету, это и хоррором-то назвать сложно, скорее, очень темной, мрачной сказкой. Главный актив и главное достоинство «Зова…» - отличная, по-настоящему интересная, интригующая история, не очень банальная, а если где и банальная, то качественно перерабатывающая как местные, почти языческие поверья, так и целый пласт современных «судовых» мифов про «Марию Селесту» и ей подобных. К этому плюсуется чарующая атмосфера, полное отсутствие понимания, чем и как все закончится, фантастической красоты операторская работа и талантливые актеры, все, от главных до третьестепенных. А грим и спецэффекты - они редки, но их качество на достаточно высоком уровне. «Достаточно» - это когда хочется посадить создателей недавнего «Вия» в камеру и заставить их пересматривать «Зов моря» по 10 раз на дню, чтобы научиться, наконец, искусству переноса на экран странного, непривычного, но такого реального мира, при бюджете всего-то в 2 миллиона долларов. Здесь нет ощущения малобюджетного кино, нет технических «косяков», зато есть вкуснейшая мистика, саспенс и интрига. Хочется сравнить «Зов…» с лучшими образчиками современного испанского хоррора, и по-моему, одно это уже о многом говорит…
.
8/10