"Trauma" (Травма) (1993). Дэвид проезжал по хорошо знакомому и всегда пустынному в это время мосту и впервые за много лет там остановился. Причиной стала юная девушка, перелезающая через парапет и, судя по всему, намеревающаяся вот-вот спрыгнуть вниз. Дэвид уговаривает бедняжку не сводить счеты с жизнью, сажает в машину и останавливается у ближайшей кофейни, откуда его новая знакомая, которую зовут Ора Петреску, сбегает, чтобы тут же попасть в лапы полицейских. Они отвозят ее к родителям: Адриане и Стефану, румынским иммигрантам, живущим за счет того, что регулярно устраивают спиритические сеансы для богатых клиентов. В тот вечер, когда Ора вернулась домой, что-то пошло не так. Адриане явился не тот дух, которого она пыталась вызвать, ветки старого дерева разбили стекло в гостиной, а потом оба Петреску-старших выбежали на улицу, где с ними расправился поджидавший их маньяк, к тому времени уже прославившийся как Охотник за головами. Это прозвище дали ему не просто так: своим жертвам он отпиливает головы при помощи электрической машинки с вдетой в нее острой проволокой. И убивает по какой-то, одному ему ведомой причине только в дождь. Первой стала женщина-врач, которая, прежде чем умереть, поняла, что это лицо она уже когда-то видела. Ора вновь сбегает, но к кому обратиться за помощью? Единственный, кого она знает, и кому верит - это Дэвид. Он выделяет ей у себя дома комнату, но, из-за блажи его подруги, ведущей новостей Грэйс, внезапно осиротевшую Ору забирают в клинику, откуда она однажды уже «сделала ноги», как раз в тот день, когда пыталась покончить с собой. Клиника эта непростая. Она называется «Фарадей» и предназначена для психически ненормальных людей. Где уже знакомый нам ненормальный устраивает форменную резню… Он явно не намерен оставлять юную румынку в покое, и Дэвид - теперь ее единственная надежда.
.
«Травма» стала первым американским проектом Дарио Ардженто. Получив весьма приличный по тем временам бюджет (семь миллионов долларов), итальянец решил подыграть вкусам мейнстримовой аудитории и чуть-чуть сбавить приличный для себя градус жестокости. Нет-нет, не поймите меня неправильно, в фильме убивают, и делают это часто. Настолько, что общее количество трупов запросто перемахивает отметку в 10 единиц. Более того, первая сцена в «Травме» - с чернокожей женщиной-терапевтом, которой убийца в черных перчатках и при черном саквояже (а как вы думали, это еще не триллер, но все еще giallo) отпиливает голову. В дальнейшем он использует свой любимый хитрый прибор, а также вовсю размахивает молотком. Но кровавыми эпизоды с убийствами сможет назвать лишь тот, кто не видел других фильмов маэстро, хотя бы «Ужас в опере». Они умеренно жестоки, скажем так. Что касается сюжета, то он развивается в меру стройно, что для Дарио не слишком-то характерно, а по соседству с основной сценарной линией соседствует второстепенная, в центре которой - маленький мальчик Габриэль, живущий по соседству с убийцей, не зная, что тот убийца, и подглядывающий за ним в бинокль. Пока все звучит как-то слишком гладко, не правда ли? Но это на самом деле так, если не считать мелких, но уж больно выпуклых, заметных перекосов, вроде сцены, где имя доктора Ллойда на ухо Дэвиду шепчет… отрезанная голова одной из медсестер! Или стандартно ненужный и невменяемый пост-финал, напоминающий упомянутый выше «Ужас в опере». Актерский состав Ардженто на сей раз подобрал преимущественно родом из Америки. И все лучшие роли, увы - у тех, кто на экране появляется только, чтобы через пять-десять минут умереть. Самые заметные: Пайпер Лоури («Кэрри») в роли Адрианы Петреску и Брэд Дуриф в роли искомого доктора Ллойда (прекрасно-идиотская смерть с участием старого лифта!). У обоих времени немного, но они с блеском, треском и грохотом переиграли как «Дэвида», так и «Ору». Кстати, об Оре. Это Азия Ардженто собственной персоной. Одна из самых ранних ей ролей, когда дочке Дарио исполнилось всего-то 18 лет. Что не помешало ей в «Травме» симпатично обнажиться, но помешало нормально сыграть. Роль сложная, и Азия с ней если и справилась, то только наполовину. В целом, я не соглашусь с теми, кто считает эту ленту «началом конца» Ардженто. Она красиво снята, в меру понятна и более-менее внятно структурирована, украшена хорошей актерской игрой, да и бескровной ее не назвать. А еще - почти до самого конца гадаешь, кто же этот Охотник за головами и почему он делает то, что делает. И уж совершенно точно «Травма» на голову выше абсолютного большинства «маньячных» телетриллеров родом из США и той же эпохи.
.
7/10