Asia Argento «Total Entropy» (2013). Актриса, фотограф, модель... мне одному кажется, что во впечатляющем резюме дочери самого, пожалуй, известного итальянского хоррормейкера до сей поры не хватало одной весомой строчки? Даже слова. И это слово - «певица». В 38 лет Ария Азия Мария Виттория Росса Ардженто наконец-то выпустила свой дебютный альбом. Все песни - в ее исполнении, и ее же авторства. Чего было ждать? Прог-рока в духе Goblin, или даже хэви-металла, который часто был слышен в фильмах отца Азии? Не дождетесь. Это дичайше эклектичная, но, как ни странно, при этом и органичная смесь лоу-фай, техно, синтипопа, лаунджа, трип-хопа и французской эстрады а-ля Серж Генсбур. Музыкальная «подложка» - исключительно электронная, часто состоящая буквально из пары ненавязчивых битов и сознательно примитивного эмбиента. Что характерно: ни единой ноты позитива, всю дорогу мрачно и темно. А вокал? Петь Азия, как и предполагалось, не умеет. Вообще. Зато она проникновенно шепчет. И полное отсутствие вокальных данных, - редкий случай! - никоим образом картину не портит. Хороший альбом, в который надо вслушиваться, и для которого нужно особое настроение. Просто фоном он не пойдет. 7/10
Lord Vampyr «Gothika Vampyrika Heretika» (2013). Отколовшийся от Theatres des Vampires, когда-то «главный» вампир тоже ушел в попсовые дали. И тоже не может расстаться с блэком окончательно. Получается занимательная, но беззубая (в том смысле, что совершенно нестрашная) дискотечно-металлическая солянка, в которой от вампиризма - только антураж. Итальянского «Лорда» кидает из готики чуть ли не в клубные дали, потом в мелодик-блэк, и заканчивается все достаточно приличным кавером на Pet Shop Boys, двадцать пять раз уже сыгранный кем ни попадя хит «It's a Sin». Вполне нормальный релиз для своих рамок, но сразу же забывается. 5/10
Grond «Howling From the Deep» (2013). Олд-скульный дэт «про Лавкрафта», в основном среднетемповый, напоминающий одновременно и Obituary (даже кавер наличествует), и - почему-то - российский Grenouer (конечно ранних лет, ведь сейчас те парни играют просто рок, даже не металл). Специально проверил: нет, не из Перми и не из Питера, Grond родом из столицы российской. Причем, в составе наличествует редчайший пример «поющего барабанщика». Атмосферы, в отличие, например, от работающих по схожему принципу испанцев Graveyard, нет никакой, но зло, не без драйва, с качественным гроулом, вкусно и технично. Думаю, такое лучше слушать на концерте. И лучше не совсем трезвым. 6/10
Acacia «Tills döden skiljer oss åt» (2013). Неугомонный Кристиан Ларссон! Всего 24 года, а в списке «бывших» значится уже семь команд, включая достаточно известную в узких кругах Livsnekad. Теперь же, помимо работы в Shining, где он басист, и в не менее сумрачном Svart, где он всему голова, есть еще и Acacia. Да-да, не надо изумленно пучить глазки при виде романтическо-готической обложки, и названия альбома («Пока смерть не разделит нас»). Тут привычного «депрессива» - ни следа, вместо него - старый добрый дум, ну ОК, дум-блэк (что больше всего проявляется в вокальных делах; скриминг зачастую вырывает душу вместе с кишками, заставляя поминать добрым словом Кварфорта). С 15-минутными песнями, акустикой, клавишами, ангельским женским вокалом и чистым мужским. Ничего попсового, совершенно, абсолютно. При этом душевно и меланхолично, «в лучших традициях». 7/10
Gehenna «Unravel» (2013). Злобные нехристи из Ставангера вернулись. От старого состава остался только Санрабб, который, впрочем, всегда был движущей силой Gehenna, остальные - новички. Начав с того, что можно было бы назвать симфо-блэком, с ходом времени эта команда играла все более технично и все больше приближалась к территории сумрачного блэк-дэта. На «Unravel» никаких симфонизмов нет и в помине. Начинается альбом с совершенно погребального трэка на почти думовых скоростях, потом разгоняясь до классического блэкового чеса, и пару раз вновь сбавляя темп. Квинтэссенция альбома, помимо первой песни, - «End Ritual». Если бы самоубийство и смерть могли говорить, играть и петь, именно это они бы и записали. Атмосфера полной отрешенности от жизни и света, боль буквально в каждой ноте, и, конечно, ненависть. Этот металл - действительно и «черный», и «смертельный». Один из претендентов на звание «альбом года» в блэке. Вот вам и comeback. 10/10
Andy Winter «Incomprehensible» (2013). Название дебютного альбома норвежского клавишника, известного металлической братии, в первую очередь, по работе в группе Winds, прекрасно отражает его суть. Музыка действительно представляет собой маловразумительный прог, еще прог, еще больше прога, ПРРРРРРРРРРРРРРРРОГГГГ! И если бы она была инструментальной, либо с одним-единственным человеком у микрофонной стойки, диск немедля отправился бы на пыльную полку, где томятся другие дроч-экзерцисы, созданные музыкантами для музыкантов. Но! Это «но» - большое, жирное и непоколебимое. Состав вокалистов и вокалистов. Они сменяются от трэка к трэку. Дэн Свано, Агнете из Madder Mortem, Джон из Agalloch, Кьетиль из Tristania, Ларс из Borknagar и Solefald, Пол из Novembers Doom, Хайди из Peccatum и Ларс из Winds. Именно вокальное многообразие спасает, в общем-то, скучный и музыкально малоинтересный проговый альбом. 5/10
Labyrinth of Abyss «The Cult of Turul Pride» (2004). Что можно ждать хорошего от третьесортной румынской команды, которую и в самой-то Румынии мало кто знает? Правильно, ничего хорошего. Поэтому первый и пока единственный альбом Labyrinth of Abyss оказался приятным сюрпризом. Это совсем не подвальный блэк хренового качества, как можно было бы ожидать. Блэк, так точно, подвальный, так точно, но с оглядкой на восьмидесятые, на хэви-металл и трэш. С простенькими, но симпатичными соло, хорошей гитарной работой, полным отсутствием клавиш, по-трушному мелодичный; эдакий румынский Amon Goeth, только быстрее, чернее и с явными трэшевыми инфлюенциями. С удивлением поймал себя на том, что переслушиваю «The Cult...» в четвертый раз. За один и тот же день. Снимаю шляпу. 8/10
Gyotrelem «Mikor a csillagok vegleg kihulnek...» (2013). Сломали себе язык, пытаясь прочитать название альбома? Ничего страшного, с венгерским так часто бывает. Gyotrelem - проект одного человека, ТРУ на 100 процентов, иначе откуда членство в Inner Awakening Circle на пару с еще шестью командами? Четыре трэка, самый короткий - 7 минут. Стилистически - «депрессив» с бурзумоподобным вокалом, только какой-то не слишком «депрессивный», скорее меланхоличный. Все выдержано в лучших традициях, и именно поэтому ничего нового нет. Просто хорошая переработка старых гитарно-вокальных истин. 6/10
Litvintroll «Czornaja panna» (2013). Очаровательнейший pagan из Беларуси. А вы думали, поляки? Нет, поют на родном языке, просто пишут названия песен латиницей, отсюда и схожесть с польским. Это именно тот подвид «паханства», которое мне нравится (ближайший пример - Obtest). Хватает «аутентичных» инструментов, но если это и фолк, то с тяжеловесной приставкой «металл». Вокалист иногда дает сиплого гроулинга, чаще просто поет, но сурово, хрипло, «по-мужски». Музыка крайне мелодична, даже красива, но не уходит в Butterfly Temple'овские распевно-деревенские дебри. Есть даже прото-хитов, под которые можно как греметь кружками пива в кабаке, так и мотать головой на концертах. И главное: сыграно, спето, записано так, что особо-то и не придерешься. 7,5/10
Tengger Cavalry «The Expedition» (2013). Китайская группа, которую легко спутать с монгольской. Они не из Внутренней Монголии, но тамошний фолк, судя по всему, любят. Боевой патриотический (?) металл, изначально - блэк. С кучей сторонних инструментов, сырой, шероховатый и, как мне кажется, вполне искренний. Плюс неподражаемый китайский... простите, монгольский колорит, и соответствующий язык (тот, на котором пишут иероглифами, а не кириллицей). Альбомов Tengger Cavalry выпустили уже немало, все друг на друга похожи, выбирайте любой, не ошибетесь. 6,5/10