"Abandoned Mine" (Шахта) (2013). Это была идея Брэда. Собрать вместе свою бывшую и нынешнюю, а также лучшего друга, и устроить самый запоминающийся вечер в канун Хэллоуина. Бывшая - это Лори, нынешняя - это Шэрон, и по странному стечению обстоятельств они подруги не-разлей-вода. А лучший друг - это недалекий толстяк-футболист Джим. Неожиданно появляется пятый. «Индиана Джонс? - Нет, просто Джонс из Индии». Он предпочитает, чтобы его звали Итаном, потому что настоящее имя этого парня, действительно индуса, американцы произнести не в состоянии. Друзья и подруги прыгают в старый пикап Брэда и едут за город, хотя их родной Хэпи Вэлли и «городком»-то сложно назвать, так, крохотный осколок одноэтажной Америки. Затея девушкам не по нраву, обе встают на дыбы, когда понимают, зачем Брэд снабдил всех касками с прикрепленными к ним видеокамерами. Дело в том, что с наступлением темноты им предстоит спуститься в знаменитую шахту Джарвиса. Когда пятеро разместятся у костра и зажарят мясо, придет черед страшных историй, и тут самое время вспомнить местную легенду. Ровно 100 лет назад человек по имени Уильям Джарвис обнаружил в этих краях золото, но боссы золотодобывающей компании расправились с его женой, а потом заточили Уильяма и двух маленьких дочерей шахтера под землей, обрекая их на медленную и мучительную смерть. Говорят, с тех пор в ныне заброшенной шахте бродят три неупокоенные души, с которыми смертным лучше не встречаться. Начинается сильнейший дождь, и друзья принимают решение переместиться в пещеру, где Джим немедля находит бездонный проход, идущий на десятки метров вниз. Недолго думая, все они спускаются в эту «змеиную яму», как ее прозвала Шэрон. Но потом рвется подоженная кем-то веревка, и начинает на полную громкость играть оставленный наверху «бумбокс». А потом внезапно замолкает. Помимо этих пятерых здесь есть кто-то еще? Неужели Джарвис собственной персоной?
Предупреждаю сразу. Во-первых, это не слэшер. Во-вторых, несмотря на то, что первые десять минут один из главных героев фильма постоянно расхаживает с мини-камерой на шахтерской каске, и несмотря на то, что в прологе периодически мелькают кадры из того, что должно быть эпилогом (с вопящими от страха девушками во тьме мрачной-мрачной пещеры), о псевдодокументалистике не может быть и речи - только с десяток-другой кадров. И теперь главное: «Шахта» - фильм из категории «семейного», или даже «диснеевского» хоррора. Никакой крови, никаких обнажений, никакой жестокости, рейтинг PG-13 во имя отца нашего Уолта, и сына его Дональда Дака, ныне и присно и во веки веков. Многие упоминают «юморную» составляющую. Есть такая. Но если бы по ней можно было судить об общем уровне фильма, то максимальная оценка, на которую он бы мог претендовать, была единицей из десяти. «Так вот почему ты решила заняться ветеринарией! Чтобы резать животных!», - говорит весельчак Джим студентке Лори. Шутку про Индиану Джонса, думаю, вы уже оценили, а вместе с этим вам придется оценить и то, что Брэд не в состоянии отличить индейца от индуса, полагая, что Итэн на самом деле вовсе не из Калькутты (что за непонятное слово), а из какой-то резервации «чингачгуков» в Юте. Теперь о главном. Об ужасе. Шахты и прочие каверны давно пользуются популярностью у жанровых режиссеров, и фильмов на эту тему хватало во все времена, от наивных пятидесятых («Чудовище из проклятой пещеры») до «золотых» восьмидесятых («Буки») и якобы беспородных двухтысячных («Спуск»). На этой ниве отметились даже украинские хоррормейкеры - если кто помнит «Штольню». Обыкновенно под землю запихивали и запихивают либо монстров, либо маньяков-убийц. В фильме Джеффа Чемберлена все не так. Кого в результате обнаружат в шахте Брэд, Шэрон и остальные, рассказывать не буду, но это совершенно точно не слепые мутанты-альбиносы и не древние потомки великого Ктулху. Первые пятьдесят минут слабо похожи на фильм ужасов. Это более-менее атмосферный (да-да!) приключенческий фильм. С пауками, летучими мышами, клаустрофобией и мостами через непроглядные пустоты. Во многом благодаря локациям, во многом благодаря приглушенной, но эффектно-мрачноватой музыке фильм кажется совсем не «детским», тьма (и в буквальном, и в переносном смысле) сгущается почти как во «взрослых» жутиках. За это Чемберлена можно похвалить. А вот за что хвалить не стоит, так это за проработку финальной трети. Потому что она - концентрированная глупость; за вычетом совершенно логичного твиста. Из-за которого хоррор-составляющая сводится практически к нулю, возвращая «Шахту» на полочку к другим приключенческим лентам, тем, которые мрачные, и с жестокой моралью. Но знаете что? Я не пожалел о просмотре. Несмотря на дичайшие проблемы с логикой отдельных, в том числе и ключевых сцен, этот фильм очень неплох. И кукиш в рукаве у режиссера, который тот придержал почти до самого финала, - плюс, а не минус.
6/10