“Il coltello di ghiaccio” (Ледяной нож) (1972)

Dec 09, 2013 11:20


“Il coltello di ghiaccio” (Ледяной нож) (1972). Марта Колдуэлл, которая потеряла обоих родителей в страшной железнодорожной катастрофе и чудом выжила сама, с тех пор может говорить лишь на языке жестов. И еще она страшно боится поездов, как вида приближающегося состава, так и стука колес. Это, впрочем, не мешает ей встретить на станции свою кузину, милую Дженни, которая приехала к Марте погостить на выходные, в ее дом близ маленького испанского городка, где мисс Колдуэлл живет вместе с престарелым дядей Ральфом, профессором, живо интересующимся оккультизмом, и несколькими слугами: водителем Маркусом, домработницей Энни Бриттон и служанкой Розалин. Приезд омрачается странной встречей на дороге у кладбища: машина глохнет, шофер отлучается за помощью, а девушки видят ужасного типа, наблюдающего за ними. Эти глаза! Странные, будто волчьи, яркие, сверкающие серым, почти неземного цвета. Но все заканчивается хорошо. Незнакомец пропадает, а в доме гремит вечеринка в честь прибытия Дженни и дня рождения маленькой Кристины, племянницы городского священника, отца Мартина. В числе гостей: местный донжуан - доктор Лоран, а также вышеупомянутый отче и сама именинница. Ближе к одиннадцати все расходятся, гаснет свет, и… Дженни слышит странные звуки с первого этажа. Спускается вниз, видит разбитую вазу, открытую дверь в гараж. Подходит к машине, а сзади нее - появляется человек с ножом. Это уже второе убийство за ночь, говорят полицейские. За несколько часов до этого в канаве нашли тело еще одной молодой женщины. Копы уверены, что во всем виноваты члены сатанинского культа, проводящие где-то поблизости черные мессы. Но что если убийца - кто-то из тех, кто живет в доме Ральфа и Марты, или из тех, кто часто бывает у них в гостях?

«Ледяной нож» (а вовсе не «Нож для колки льда», как его перевели наши умельцы и знатоки итальянского - почему не «для колки» становится ясно с первых минут, из эпиграфа Эдгара Аллана По) - ранний, но далеко не первый giallo Умберто Ленци. До этого уже были «Семь окровавленных орхидей», а также менее известная троица фильмов, почти трилогия: «Паранойя», «Такая нежная… но такая развратная», и «Идеальное место для убийства». Первые две ленты мне (пока) незнакомы, но есть сильные сомнения в том, что они хоть как-то относятся к жанру «желтого кино». Ведь третья - совсем не giallo, а дикая помесь триллера, детектива и романтической истории а-ля «Бонни и Клайд», да еще с примесью нарочито барочной эстетики. К чему это? А к тому, что не следует ждать и от «Ледяного ножа» чего-то вроде «Кроваво-красного». Это чистейший детектив с легкими заходами в итальянскую «желтизну». Все убийства - строго за кадром, и без подробностей, даже постфактум. Ни одна из женщин не обнажается перед камерой. А убийца обходится без черных перчаток и хитроумных орудий для умертвления. В остальном законы жанра соблюдены неплохо. От полицейского расследования и мелких, неважных, но кажущихся важными подробностей (Маркус вспоминает, что рядом с гаражом стояла машина с выключенными фарами, из которой вышел Лоран, в свою очередь, утверждающий, что он вернулся за чемоданом, но свет во всех комнатах был погашен, и поэтому он уехал, хотя на самом деле, продолжает шофер, горело окно в комнате Энни, которую врач позвал, зайдя в гараж и выйдя из него), до локаций и списка потенциальных убийц (дом за городом, все свои, но кто, если не один из них?), «барсиков» с перерезанными глотками и многочисленных отсылок к сатанизму (медальон с козьей головой, тот же рисунок в доме неподалеку, хиппи-сатанист, который явно не имеет отношения к смерти Дженни и других). Саспенс не сшибает с ног, но сценарий выстроен хорошо, а актеры работают на твердую «четверку», даже Кэрол Бэйкер, не слишком умело, но старательно изображающая из себя немую. И именно это, а также отсутствие явных глупостей, не позволяет ругать этот giallo за отсутствие, собственно, самого giallo. Не раздражают даже постоянные и ненужные флэшбэки с корриды, на которой были Дженни и Марта. Хорошая, крепкая работа, которую интересно смотреть и над которой интересно гадать, а развязка - просто пальчики оближешь! В целом, это уровень ленцивских «Орхидей» и его же «Спазмов», но не уровень лучших работ Мартино, Ардженто, Фульчи. Тем не менее, к просмотру рекомендуется однозначно. В том случае, если вы любите старое итальянское (около)жанровое кино и почему-то еще этот фильм не видели.

6,5/10

умберто ленци, giallo, детектив, семидесятые, итальянский хоррор

Previous post Next post
Up