“Haunter” (Лимб) (2013). Она знает, что будет утром, днем и вечером. Каждый день, изо дня в день. Ее разбудит младший брат, Робби. Гулять и кататься на велосипеде она не пойдет, ведь на улице страшный туман. Потом при стирке снова пропадут вещи. На обед - макароны с сыром. Мать поинтересуется, как и где они будут отмечать ее 16-летие. И посетует на то, что машина снова сломалась, а отец снова ее пытается починить. Она будет играть на кларнете, а вечером, ровно в восемь, вся семья усядется к телевизору, смотреть их любимый сериал. Ее зовут Лиза Джонсон, и это, по ее же собственным словам, «вечный день до шестнадцати». Девушка уверена в том, что проходят недели и месяцы, но ничего не меняется. Не в том смысле, что жизнь идет по накатанной колее, как у тех миллионов, которые живут по принципу «дом - офис - работа - пятница - пьянка - похмелье - понедельник - дом - офис - работа». Нет, дело в том, что понедельник вообще неотличим от среды или воскресенья! Это один и тот же день, и все четверо проживает его заново, бесчисленное количество раз. Но однажды все меняется. И к лучшему ли? Лиза слышит странные звуки в подвале, крышка стиральной машины захлопывается сама по себе, звонит телефон, и по ту сторону трубки - пугающий шум. Отец после ужина закуривает сигарету, чего никогда раньше не делал. Да что там, он вообще никогда не курил! Утром едва не избивает жену, подозревая, что она спрятала свечи зажигания, из-за чего машина и не заводится. Просмотр сериала отменяется. На видеопленке с записью переезда в их - тогда новом - доме виднеется странный силуэт. «Мертв ли ты?» - спрашивает она у призрака, стряхивая пыль с колдовской доски. «Или жив?». Второй вариант! Значит, мертва сама Лиза. А потом является телефонист и предупреждает девушку: если попробуешь связаться с живыми, то даже не представляешь, как ты, и твои близкие будут страдать… Тонкая грань между мирами, прошлым и настоящим, вот-вот порвется. Жить мертвецом в «дне сурка» невыносимо. Но если нарушить равновесие и разгадать загадку, все может обернуться таким кошмаром, на фоне которого бесконечный «день до шестнадцати» покажется идиллией…
Винченцо Натали опять снял хороший фильм. Хотя ждали шедевра. Ведь был «Куб»! Но потом была «Химера». А этот канадский режиссер, по всей видимости, из той когорты людей, что начинают за здравие и продолжают за… упокой? Ой, вряд ли. Просто обретают некую стабильность и больше никого не удивляют. «День мертвецов» Ромеро был отменным фильмом. Но все помнят, и всегда будут помнить, в первую очередь, его «Ночь…». Так и Натали. Он буквально взорвал мир хоррора своей дебютной работой, одной из самых интересных притчевых, мистических историй конца 20-го века. Прыгнул выше собственной головы. Прыгнуть дважды удается единицам. Трижды - не удавалось никому. Поэтому «Химера» останется в памяти хоррорманов как «просто достойный внимания жутик». С «Лимбом» - аналогично. Что не делает его менее интересным. Конечно, это ghost story. Только не совсем стандартная (что и ожидалось). Но и не полностью оригинальная (это тоже ожидалось). Сравнения с «Бумажным домом», «Шестым чувством», «Другими» и «Пробуждением» будут, и их будет много. Не говоря уже о «Дне сурка» (но от него - только изначальная идея, поданная здесь совсем по-другому). Сюжет и то, как он структурирован, - просто пальчики оближешь! Атмосфера сгущается сразу же. «Бу!» следуют один за другим, причем нельзя сказать, что фильм целиком на них построен, они просто гарнир к основному блюду. Операторские штришки удачны все до единого. Этот мрачный подвал, эта непроглядная мгла за крыльцом. Ну в чем-то надо было ошибиться? Может, это актерские работы? И тут все хорошо, комар носу не подточит. Лизу играет Эбигейл Бреслин, и делает это на «пять с плюсом». Возможно, вы вспомните ее, если видели «Знаки» Шьямалана и «Добро пожаловать в Зомбиленд». Многообещающая хоррор-звездочка, которая, как видно по анонсам на IMDB, и в дальнейшем не планирует отказываться от съемок в фильмах ужасов. Не самая красивая девушка на свете, скорее, Кэтрин (или Оля) из соседнего подъезда. Но какой же беспомощной и бездарной на ее фоне выглядит суперпопулярная Кристен Стюарт! В «Лимбе» не будет жестокости, ярких спецэффектов, омерзительного «мяса», модного 3D. Но не будет и «детскости», коей вдоволь хватало во «Вратах» и прочих семейных хоррорах. Это не семейный хоррор. И не «Заклятие» Джеймса Вана. Оригинальная и ооооочень мрачная история с призраками, «Другие» - только с бОльшей долей оригинальности, еще умнее, еще интереснее. Минус только один: Аменабар был первооткрывателем, а Натали всего лишь стал удачливым плантатором. Тем не менее, «Лимб» автоматом получает номинацию на звание лучшего хоррора уходящего года.
8,5/10