“Un posto ideale per uccidere / Oasis of Fear” (Идеальное место для убийства) (1971)

Jul 05, 2013 00:14


“Un posto ideale per uccidere / Dirty Pictures / Oasis of Fear” (Идеальное место для убийства) (1971). Парочка влюбленных друг в друга хиппи, 20-летний англичанин Дик Батлер и 18-летняя шведка Ингрид Шеман, колесят по Европе на своем винтажном кабриолете и удивительным образом балансируют на грани абсолютной бедности и сиюминутного богатства. Вчера в их карманах гулял ветер, а сегодня они обедают в лучшем из терренских ресторанов, перемещаясь оттуда в дорогой клуб. Эти двое зарабатывают себе на жизнь продажей порнографических журналов и фотографий, - благо любителей клубнички везде хватает, - а когда запасы «товара» иссякают, решают сами стать моделями. Снимки делаются на природе, в живописном парке, и даже в кабинке для моментальных фотографий. Но вскоре беззаботной жизни этих «детей любви» наступает конец. Одним из покупателей оказывается комиссар полиции, и молодым людям приказано покинуть Италию в течение 24 часов. Мало того, остановившись на ночлег в лагере у случайных знакомых, байкеров, утром Дик и Ингрид понимают, что их обокрали. Нет денег на бензин, нет денег даже на еду. А передовицы газет пестрят упоминаниями о молодой паре порнографов, грабителей и контрабандистов, ездящих на «открытом спортивном автомобиле с иностранными номерами». Этот самый автомобиль в один прекрасный момент отказывается ехать дальше - в баке пусто. Досадная неприятность происходит аккурат напротив богатой виллы, и парочка, решив, что им уже нечего терять, толкает кабриолет к дому и проникает в гараж, чтобы поживиться топливом из бака стоящего там авто. Но, оказывается, особняк вовсе не пуст: в гараже воришек застигает врасплох хозяйка виллы, Барбара Слейтер. Сначала она бросается звонить в полицию, но потом сменяет гнев на милость, позволяет забрать канистру с бензином, а затем и вовсе приглашает любовников к себе на ужин. Но что-то здесь не так. Эта женщина слишком нервничает и ведет себя намного менее естественно, чем ее гости… Где мистер Слейтер, якобы пропадающий на военной базе, жив ли он вообще? Почему она пытается задержать Ингрид и Дика у себя дома? И что за планы у Барбары на эту парочку?

Чудны крестьянские дети. В каждом втором обзоре или рецензии «Идеальное место для убийства» называется гордым именем “giallo”, однако к джалло этот фильм Умберто Ленци имеет ровно такое же отношение, как его «Спазмы» или недавний итальянский детектив «Девушка у озера», которые тоже считаются образцами «желтого кино». Это как причислять все фильмы Стюарта Гордона к жанру ужасов только потому, что снял их Стюарт Гордон, однажды отметившийся «Реаниматором» и «Извне». Ну, или называть все хорроры по мотивам рассказов Эдгара Аллана По «готическими» - только потому что это, видите ли, По. На самом деле «Идеальное место для убийства» стилистически представляет собой хитрую смесь детектива и триллера, правда, этот коктейль начинает будоражить кровь лишь после того, как главные герои оказываются дома у Барбары. До этого зрительские брови могут не раз сложиться «домиком», пока мозг будет пытаться понять, что же вообще происходит на экране, и к чему все это. В принципе, пролог можно было бы сократить примерно вдвое, но тогда фильм оказался бы короткометражкой ;-). Столь же странной кажется финальная треть, которая отдаленно напоминает историю о «Бонни и Клайде». Но это Италия семидесятых, друзья, и это Умберто Ленци, ждать от этой страны и этого режиссера логики и идеальной связности немного глупо. Во всяком случае, «Идеальное место для убийства» не взрывает мозг невообразимой дикостью происходящего, отсутствием каких-либо объяснений, немотивированными сценами и сценарной околесицей, как это было в тех же «Спазмах». Все достаточно просто и понятно, единственное - затянуто, и напрочь лишено какой-либо атмосферы, саспенса, и проч. Зато можно полюбоваться на совсем еще юную Орнеллу Мути, которая исполнила роль Ингрид, правда, обнаженное тело, то и дело попадающее в кадр, вряд ли принадлежит этой итальянской красавице - слишком уж она была молода на момент съемок. Плюс хорошая игра Рэя Лавлока и Ирены Папас (кастинг и правда замечательный), флер эротизма, на удивление хорошо продуманный сюжет и дух семидесятых, не тех, что ассоциируются с джалло и запредельной жестокостью, а с хиппи, Jefferson Airplane и романтическим бандитизмом. Плюс сексуальная свобода, лесбос и барочная эстетика. Эта работа - явно не самая яркая позиция в фильмографии синьора Ленци, но фильм во многом любопытный, в начале - трогательно-наивный, ближе к финалу - достаточно напряженный (с каждой минутой он становится все лучше и лучше), который определенно стоит посмотреть всем поклонникам итальянского (около)жанрового кино тех лет. Но если уж говорить о настоящих жемчужинах авторства Умберто, то мне больше по нраву «Рим, полный насилия», «Каннибалы» и «Дом с привидениями».

6/10

умберто ленци, giallo, хиппи, триллер, семидесятые, итальянский хоррор

Previous post Next post
Up