Oct 06, 2009 19:28
“Die, Monster, Die” (Умри, монстр, умри) (1965). У Стивена Рейнарта две проблемы. Первая - он американец. В сельской Британии образца 60-х таких не любят. Вторая - он направляется в поместье Уитли. В такси - отказано. В аренде велосипеда - аналогично. Разговоры ведутся на повышенных тонах. Что ж, пешком так пешком. Неудивительно, что поместье нелюбимо деревенскими: огромный кратер, словно здесь побывал метеорит, сухие деревья, крошащиеся в руках ветки, медвежьи капканы, суровый замок на чугунных воротах, туман и вечная полутьма. Бррр! Внутри особняк производит гнетущее впечатление. Безмолвие, пустота, тлен и паутина. Стивен явился сюда по приглашению Сюзан Уитли, очаровательной девушки, с которой он имел честь делить радости и тяготы университетской жизни. Уитли-старший, именем Наум, вроде бы и не против появления незваного, по его мнению, гостя, - однако он приказывает Стивену убраться. Для его же блага, шепчет прикованный к инвалидному креслу старик. Хороша семейка. Мать Сюзан, именем Летиция, проводит дни и ночи в постели, ее лицо скрыто за темным балдахином. Из слуг - один только Мэрвин. Была служанка - была, да исчезла в один паршивый день. Предварительно пережив дикое, необычное заболевание, лишившее ее сил, ИЗМЕНИВШЕЕ девушку. Летиция Уитли умоляет Стивена увезти ее дочь из этого дома. Далеко, настолько далеко, насколько возможно.
Ночью приходит страх. В домашней библиотеке Рейнарт обнаруживает книги, посвященные «темным силам». За окнами виден темный, уродливый силуэт то ли человека, то ли подобного ему существа. Мэрвин падает в обморок и, похоже, близок к смерти. Из подвала особняка раздаются душераздирающие вопли явно не людского происхождения, затем стук, звон - и тишина. Настанет утро, лишенное солнечного света и тепла, и Стивен подвергнется нападению странного человека в черном балахоне - впрочем, человека ли? Его лицо обезображено так, будто это ходячий мертвец, а не смертный, наделенный сердцем и кубометрами крови. Похожим образом выглядит и Летиция. Что за тайну хранит Наум Уитли? Что за опыты он проводит в подвале, и опыты ли это? Что за существа бродят в округе по ночам? Живы или мертвы те обитатели поместья, что были лично погребены Уитли-старшим? Что за странное свечение идет из оранжереи? Мерцающие цвета. Отвратительных размеров овощи и растения. То, что случилось с поместьем и его обитателями - это не ключ к бессмертию, это гарантия долгой, мучительной смерти.
И вновь с нами дядюшка Лавкрафт. На сей раз в виде экранизации «Космического цвета», одной из лучших его новелл. Кто бы мог подумать, что щитмейкеры из American Internatinal Pictures способны на создание истинно готического, потрясающе атмосферного «жутика»! А ведь так оно и есть. Возраст фильма не чувствуется, его трэшовость остается незамеченной. Большая часть ленты - это концентрированный страх и концентрированный саспенс, сдобренный «хаммеровскими» декорациями. Далее - научно-фантастический хоррор, на голову выше того, что снимали в 60-х годах прошлого века. Современному зрителю будет не до улыбок и чавканья попкорном - «Умри, монстр, умри!» (что за идиотское название!) затягивает, пугает, поглощает без остатка. Недостаток бюджета и не всегда самые удачные декорации? Есть такое дело. Но, тем не менее, считаю данную ленту одной из лучших экранизаций Лавкрафта. По всем параметрам превосходящую многими расхваленное «Проклятье» (The Curse) Дэвида Кита, в основу которого лег все тот же рассказ. Жутко. Загадочно. И дьявольски атмосферно.
9/10
aip,
лавкрафт