"The Lords of Salem" (Повелители Салема) (2012)

May 29, 2013 00:43


"The Lords of Salem" (Повелители Салема) (2012). В 1696 году Джонатан Хоторн, житель Салема, поклялся уничтожить всех причастных к ведьмовскому ковену, возглавляемому Маргарет Морган. Близ города они, вшестером, проводили сатанинские мессы, не чураясь приносить своему Хозяину в жертву людей, включая и младенцев. Как известно, именно в Салеме богобоязненный люд открыл настоящую охоту на чернокнижниц, отправив на костер всех, кто был причастен к дьявольским ритуалам - или мог быть к ним причастен. Среди прочих огонь сожрал и тело Маргарет Морган, которая перед смертью прокляла своих палачей. Щелк! 21 век. Салем. Ни следа колдовства, тихий маленький городок. Зло в котором олицетворяют разве что сатанисты-выскочки, играющие блэк-металл во славу Козла, лидера которых, самозванного Графа Горганна, с удовольствием интервьюирует троица радиоведущих ночного шоу: Херман «Уайти» Сальвадор, Херман Джексон, и Хайди Хоторн (налицо некое сходство фамилий из прошлого и настоящего, не правда ли?) - девушка с массой татуировок на теле, измученном наркотиками, живущая в полном одиночестве на съемной квартире в одном из старых салемских домов.

Ее единственные собеседники - лабрадор по имени Трой и «Уайти», частенько заглядывающий к мисс Хоторн на огонек после очередной пьянки в «радиорубке». Однажды Хайди получает странную посылку: мрачноватого вида деревянную коробку, а внутри - виниловый диск с одной-единственной песней в исполнении группы под названием «Властители». Как только Сальвадор запускает ее дома у Хайди, девушка немедленно получает страшную мигрень, а, когда на следующий день тот же трек прокручивают уже в эфире радиошоу, многие жительницы города немедля оказываются во власти странного гипноза. С момента получения этого загадочного «подарка», жизнь мисс Хоторн кардинально меняется. В коридоре доходного дома она видит несуществующего жильца пустующего номера, призраков уродливых ведьм у себя в квартире, демонического священника в церкви, монстра из преисподней на кладбище, а следом ей является и сама Морган, выплевывающая из своего прокаженного рта пять слов: «Дорогая Хайди, роди нам Короля!». Что это, галлюцинации, вызванные наркотическим прошлым Хоторн, или другое - ведьмовское - прошлое, которое неожиданно вторглось в салемское настоящее? Ответ может быть только один.

Если хотя бы часть современных жанровых режиссеров были похожи на Роба Зомби! Знаю, знаю - многие из вас при этих словах не только поперхнулись, но и на всякий случай перекрестились. Но я имел в виду отнюдь не качество его фильмов, а почти фанатическую преданность хоррору. Далеко не все, кто работает в рамках этого жанра, искренне его любят, далеко не все обладают хоть каким-то историческим бэкграундом «на тему». И даже если отдельно взятый Режиссер Икс захочет процитировать «Ребенка Розмари», «Секту», «Седьмые врата ада» или «Суспирию», то далеко не факт, что это у него получится. У Зомби получилось. Если «Дом 1000 трупов» был своего рода видеоклипом, который Роб хитро замаскировал под фильм ужасов, римейк «Хэллоуина» и его сиквел - в чем-то коммерческими продуктами, а «Изгнанные дьяволом» - посвящением грайндхаусу с неожиданной примесью драмы, то «Повелители Салема» - чистый Зомби, как он есть, без продюсерских ограничений. Именно Ардженто, Соави, Фульчи и Полански - те фамилии, что всплывают в памяти первыми в ходе просмотра. Как минимум, потому что цитирование местами - нарочито откровенное.

Что касается самих фильмов, а не режиссеров, то можно вспомнить отпетый сатанинский трэш вроде «Дьявольского дождя», как и некоторые другие ленты той же направленности (ЛаВей был бы рад - новая лента Роба богохульна настолько, насколько возможно в рамках мейнстрима; одна только сцена в церкви с оральным сексом разом выбивает дух из всех «Выблеванных жертв»). Практически уверен, что большинству хоррорманов, предпочитающих современные «жутики», от «Пилы» до «Астрала» и «Синистера» (сейчас я говорю о действительно хороших образцах жанра, заметьте!), «Повелители Салема» не понравятся. Они просто не поймут фильм, который опоздал с выходом в свет лет эдак на двадцать-тридцать. Это ли не заслуга мистера Зомби? Настолько олдскульных и при этом вневременных хорроров давно не было на экранах. «Дом Дьявола» и прочие трибьюты - не в счет, ведь они именно трибьюты, где главное - дух эпохи, а не сюжет. Роб же не акцентируется на семидесятых и восьмидесятых, не пытается их воссоздать. Он просто творит, что называется, «с оглядкой», полностью окунувшись в ту эпоху хоррора. Но мало чисто визуальной эстетики, операторской работы, которой бы не постыдился и сам Микеле Соави (или даже Тарсем Синкх, обсмотревшийся кубриковского «Сияния»), так у последней работы мистера Зомби хватает и еще других достоинств, не менее титанических пропорций.

Это, как водится, актерский состав. Сплошь старые герои: Кен Фори, Ди Уоллес, Мэг Фостер, Брюс Дэвисон, Мария Кончито Алонсо. Ну и конечно, супруга Роба, Шери Мун Зомби, неожиданно показавшая себя хорошей актрисой. Отвечая на незаданный вопрос: да, она раздевается. Как и старухи-ведьмы. Зрелище в последнем случае не самое приятное, но, наверное, именно так и должна выглядеть сатанинская масса - не красочно и в глянце, а по-дьявольски омерзительно. В конце концов, Люцифер - не всегда Вигго Мортенсен, как и вампиры - не всегда (к счастью!) «паттинсоны» и «стюарты». Рок-музыки и металла почти не будет, большая часть саундтрэка - ритуалистический гудящий эмбиент, и это еще один весомый плюс. Добавим сюда яркий, мрачный до колик в спинном мозге сюрреализм, давящую атмосферу и совершенно вязкое, неспешное действие - как затянувшиеся и потому особенно ужасные похороны. «Повелителей Салема» каждый второй назовет скучным, каждый третий - детским комиксом, кто-то с отвращением выплюнет слово «артхаус», а отдельно взятые индивидуумы еще и обвинят Роба в пропаганде сатанизма. Мое же мнение - Зомби снял великолепный хоррор, который запросто мог бы стать частью фильмографии лучших итальянских жанровых режиссеров 20 лет назад.

10/10

фульчи, сюрреализм, артхаус, black metal, антихрист, 10 из 10, сатанизм, салем, роб зомби, итальянский хоррор, семидесятые, микеле соави, ардженто, роман поланский, сатана, ведьма, трэш

Previous post Next post
Up