"Body Snatchers" (Похитители тел) (1993). Марти вместе со своей семьей (отцом Стивом, мачехой Кэрол и маленьким братом Энди) на несколько месяцев переезжает на закрытую военную базу - не самое лучшее решение на тему «как провести школьные каникулы», но о том, где бы она хотела отдохнуть летом, девушку никто не спрашивал. Стив - инспектор из агентства по охране окружающей среды, и ему в обязанность вменяется проверить, насколько токсичны химические вещества, хранящиеся на базе. Первый тревожный звоночек звенит, когда машина семейства останавливается на единственной в округе заправке - Марти отлучается в туалет, и там на нее бросается чернокожий солдат, зажимает девушке рот и шепчет одну только фразу: «Они ждут, когда ты заснешь». Дочь инспектора прилично испугалась, но не придала случившемуся особого значения, решив, что это был просто безобидный псих. Но когда семья Мэлоунов все же добирается до пункта назначения, другие странности не заставляют себя долго ждать. Ночью из стоящего по соседству дома военные забирают отчаянно сопротивляющегося мужчину. Все малыши в детском садике, куда родители определили Энди, рисуют один и тот же рисунок - единственным исключением становятся каракули Мэлоуна-младшего. У Стива просит совета майор Коллинз, офицер медицинской службы, обеспокоенный тем, что к нему в клинику регулярно обращаются люди, боящиеся спать, боящиеся своих родных и посторонних, а также самих себя. «Доктор, могут ли химические вещества влиять на деятельность мозга, быть причиной психоза и паранойи, изменять восприятие реальности?». Что касается Марти, то ее единственная отдушина в этом маленьком и противном ей военном мирке - новый знакомый, пилот вертолета Тим, с которым у девушки намечается роман, и новая подруга Джен, дочка генерала, гоняющая на красном «Мустанге» под heavy metal. Но не Стив и не Кэрол, а именно Марти первой понимает, что в жилом городке близ базы творится что-то странное. Не от мира сего. В буквальном смысле.
«Похитители тел» Абеля Феррары (известного кинобунтаря, который даже те свои фильмы, что можно было причислить к жанру хоррора (например, ”Driller Killer”), всегда снимал в панковско-артхаусной манере), стал третьей по счету экранизацией романа Джека Финнея. По общему мнению критиков и зрителей - не самой удачной. Знали бы они, что многими годами позже на экраны выйдет «Вторжение» с Николь Кидман, которое оказалось настолько невыносимо плохим хоррором, что любая другая вариация «на тему» покажется на его фоне настоящим шедевром. Фильм для Феррары получился достаточно необычным. Полагаю, в первую очередь из-за того, что сценарий к «Похитителям тел» написал Стюарт Гордон, наполнив его типичными для себя «фишками» (вроде чисто визуальных мерзостей) и превратив фантастику, полную соцкомментариев и брэдберевского пафоса, в 100-процентный хоррор. Где под прицелом инопланетян оказывается удаленная от цивилизации военная база (и эти пришельцы - совсем не милые создания а-ля большеглазый E.T., лучший друг детей), где регулярно происходят пугающие вещи, и где камера не отворачивается в тот момент, когда а) главные героини появляются перед зрительскими очами в чем мать родила, и б) люди превращаются в монстров - со всеми склизкими подробностями. В принципе, достаточно уже одного эпизода, в ходе которого военные вытаскивают из болота тварей, напоминающих одновременно крабов, амеб и трилобитов. Атмосфера подана хорошо. По примеру «Деревни проклятых», но лучше, чем у Карпентера. Одна сцена следует за другой: массаж, который «новая» Кэрол делает своему (пока еще) живому мужу, щупальца в ванной, где нежится Марти, и так далее, и тому подобное. Часто кажется, что этот фильм снимал не вечно андерграундный Феррара, а совсем другой человек, который подарил жанру «Извне» и «Реаниматора». Примерно на пятидесятой минуте и вовсе случается натуральный пир, где основные блюда готовили гримеры и спецэффектчики, собаку съевшие на визуализации самых мерзопакостных кошмаров в мире хоррора девяностых (слово «мерзопакостный» - это похвала). Всеобщее безумие, охватившее жилую часть военной базы, передано на «отлично». А вы бы хотели оказаться в мире, где знакомые вам люди внезапно превратились в их копии, не имеющие ничего общего с оригиналом кроме тел и лиц? Ну а ближе к финалу «Похитители тел» и вовсе мигрируют в сторону «Ночи живых мертвецов» на пару с «Безумцами». Прекрасный фильм! Но я совершенно не удивлен тому, что он провалился в прокате и не был обласкан критиками. Ведь совсем не того ждали от новой экранизации старой истории. Не чистокровного и мрачного хоррора.
8/10