"Mandroid" (Мандроид / Человек-андроид) (1993). По окраинным улочкам небольшого восточно-европейского города мчится автомобиль, за рулем которого находится не человек, а… самый настоящий робот, сверкающий красными глазами. Его действия при помощи электронно-телепатического шлема прямо из своей лаборатории контролирует ученый Карл Циммер, а на месте пассажира сидит помощник талантливого изобретателя, Бенджамин, который следит за детищем Циммера, так называемым «мандроидом». В результате импровизированной гонки машина врезается в стену, но это не мешает ученым (самому Карлу, его дочери Занне, Бенджамину и Ивану Драго) праздновать победу: робот беспрекословно повинуется их командам. Но в самый разгар устроенной в эту честь вечеринки случается страшная ссора. Дело в том, что Циммер намеревается продать свое изобретение (новый, идеальный вид топлива под названием «суперкон») американцам, а Драго (который, в свою очередь, стал автором «мандроида») - категорически против. Без изобретенного Иваном человекоподобного механизма невозможно осуществлять любые опыты с «суперконом»: это вещество дьявольски токсично, и любой, кто возьмет в руки «магический кристалл», рискует получить смертельную дозу радиации. Для опытов из США присылают ученого Уэйда Франклина, который должен действовать в паре с агентом ЦРУ Джо Смитом - именно ему Драго предлагает продать «мандроида» в качестве прототипа идеального сверхоружия нового поколения. Американец вроде бы не против, и тогда Иван вместе с наемником-убийцей проникает в дом Циммера. Подельника убивает сам Карл, а Занна стреляет в Драго, который в результате падает лицом в сосуд с «суперконом», после чего его лицо подвергается страшным мутациям… Став монстром, он только укрепится в своей решимости обрести контроль над «мандроидом» и превратить его в робота-убийцу. Сказано - сделано.
«Токсичный мститель наоборот» - примерно так можно охарактеризовать эту интернациональную трэш-постановку. Хотя трэш ли это? Гениальное изобретение и ученый-злодей, злой русский и герои-американцы (последние два пункта опциональны) - это же комикс! Не "Хеллбой" и даже не "Робокоп", но не стоит забывать, что «Мандроид» снят силами легендарной кинокомпании Full Moon и режиссера-шведа Джека Эрсгарда (на чьем счету - сомнительной ценности ghost-story «Незваные гости») в Румынии и румынами (актеры второго плана, операторы, художники, костюмеры, мастера по спецэффектам, и т.д.). Сюжет прост как вареное яйцо: с первых же кадров становится ясно, кто здесь злодей, а также то, что этот злодей намерен действовать жестко и бескомпромиссно, захватив власть над своим детищем, которое может быть не только «орудием добра», но и безмозглым танком-истребителем. Типажи - из той же оперы. Помимо главных героев, это немой румынский бомж (!), ставший невольным помощником Ивана-мутанта, а также беспринципный ЦРУшник (их финальная перестрелка чудо как хороша). Что неожиданно и вместе с тем приятно, «Мандроид» не производит впечатления отъявленной дешевки вроде «Робота Джокса». Концепт вторичен в кубе, ничего нового вы не увидите, на раздолье спецэффектов надеяться глупо, актерская игра не выходит за рамки второсортной «роботизированной» фантастики, говорить - говорят, постоянно и много, а «суперкон», человек-невидимка (да, и ему найдется место), удивительные формулы и изобретения, как и следовало ожидать, искренне забавляют. Но «Мандроид» совсем нескучен. Особенно когда на экране появляются советские танки, «джипы» с румынской полицией, Мужественный Полковник и Спецназ в Форме сильно доперестроечных времен. Складывается впечатление, что никто не воспринимал этот фильм всерьез, и снимали его налегке, без какого-либо «месседжа». А просто для того, чтобы поклонники лент о злодеях-мутантах, потешных роботах-убийцах и сверхсекретных МИКРОФИЛЬМАХ получили удовольствие, посмеиваясь все 80 минут. Дешевый, но очаровательный трэш-комикс, в котором слово «трэш» совсем не равнозначно слову «мусор». В том же году был снят сиквел. Он хуже или лучше? Посмотрю - расскажу.
7/10