“The Lawnmower Man” (Газонокосильщик) (1992). Тот, кто случайно увидел бы его на улице, принял бы Ларри за музыканта заштатной рок-группы или, в лучшем случае, за сотрудника компьютерной лаборатории. Но никогда бы не догадался, кем на самом деле является этот человек. Второй вариант намного ближе к истине, чем первый. Лоуренс Анджело, а именно под этим именем он фигурирует во всех правительственных документах под грифом «совершенно секретно», работает над «Проектом 5», или же «Магазином». Так называют проект виртуальной реальности, в рамках которой можно как сделать из идиота гения, так и разрушить весь мир целиком. Феноменальные по своей эффективности программы обучения, или новое оружие невероятной разрушительной силы - все зависит от того, в чьи руки попадет изобретение Ларри. Первыми его подопытными свинками стали шимпанзе. Но с подачи военных в организм наиболее сообразительного животного был введен ген агрессии, после чего оно не только попыталось сбежать из «Лаборатории виртуальных исследований», но и убить одного из охранников. После этого между боссами Анджело и самим ученым произошла ссора, и Лоуренс был отстранен от работы над проектом. Какое-то время он скитался по созданной им компьютерной вселенной сам, а потом… ему пришла в голову убийственная для всего живого, как оказалось позже, мысль. Почему бы не поработать с Джоубом, местным газонокосильщиком, молодым и здоровым человеком примерно 25 лет с интеллектом ребенка? Его любимые книжки - комиксы, его лучший друг - маленький мальчик Пит. Эксперимент превосходит все самые смелые ожидания доктора Анджело. Через несколько дней интеллект Джоуба достигает невиданных высот. Два часа - и он может вести курсы по изучению латыни. Для того чтобы прослушать компакт-диск с музыкой, ему достаточно секунды-другой. Он учится читать мысли окружающих его людей. Ему подвластен дар перемещения предметов, сиречь телекинеза. Дальше - больше. По прошествии нескольких недель бывший газонокосильщик превращается в Кибер-Христа, осознавшего, насколько ничтожен и греховен мир людей, и готового отречься от телесной оболочки в обмен на информационную, растворившись в киберпространстве мировой Сети, получив, таким образом, полное, абсолютное господство над миром.
Чем совершеннее и современнее некий продукт, тем быстрее он стареет. Это аксиома. Доказанная много тысяч раз на примере автомобилестроения (вспомните самые футуристические машины 20-го века с богатой технической начинкой - как они выглядят сейчас на фоне своих более примитивных сверстников?) и… кинематографа. Именно по этой причине я уверен, что через 20-30 лет «Аватар» будет вызывать у зрителей только иронические смешки, хотя ничего более «прогрессивного» никому пока снять было не под силу. Однако «Годзилла» и «Кинг-Конг» полувековой давности в 21-м веке никого не способны удивить. Если только рассмешить. А «Психо» не устарел и по сей день. Почему? Ответ очевиден. Тем интереснее было пересмотреть «Газонокосильщика», в 1992-м многих (в том числе и меня) покорившего невиданными до той поры спецэффектами. Как и следовало ожидать, в 2013-м они производят такое же впечатление, как графика компьютерных игр 20-летней давности. Впечатляют разве что цифры: 8 минут (такова общая продолжительность кадров с «виртуальной реальностью»), 8 месяцев (именно столько времени заняла работа над ними) и 500 тысяч долларов (ровно столько они стоили). А что в остальном? В остальное - старая история о гении с комплексом Бога, чей разум настолько силен, что со временем начинает работать только на разрушение, а не созидание. И, конечно, мысль, проходящая через весь фильм красной нитью - о том, что новые технологии не спасут, а поработят, или хуже того, уничтожат род людской. Весьма актуально, не правда ли? В 1992-м мы могли обходиться без интернета и социальных сетей, сейчас - уже не можем. А что дальше? 100-процентная концентрация, возможно, излишняя, на «виртуализации» будущего в качестве главной идеи «Газонокосильщика», торжество спецэффектов и столкновение лбами «злого гения» с «добрым гением» не вызывают ни малейшего удивления, если обратить внимание на то, кто снял эту ленту. Бретт Леонард. «Виртуозность», «Вскармливание», «Леший», «Убежище» по Дину Кунцу - их тоже снял он. И схожесть налицо. Но это сложно назвать минусом. А вот плюсики есть, и главный - великолепный актерский состав. Молодой Джефф Фейхи, молодой Пирс Броснан… прошел всего 21 год, но как же все изменилось! Один (менее талантливый) превратился в Джеймса Бонда, другой (более талантливый) - скатился в дешевый трэш. К слову, оба сыграли на «отлично». Сцены с расправой над старыми врагами Джоуба и спецагентами, несмотря на явно «устаревшую» компьютерную графику, запоминаются надолго, ну а финальный кадр со звонящими по всему миру телефонами пугает и сейчас. «Газонокосильщик» оказался лучше «Аватара». Только лишь потому, что помимо CGI в нем есть кое-что еще. Хорошие актеры и грамотный месседж - как минимум. Хотя, в целом, конечно, этот фильм явно не относится к шедеврам «фантастических ужасов». И да, не ищите здесь ничего, что помните по одноименному рассказу Стивена Кинга. Связи - никакой.
6/10