“Tenement / Game of Survival” (Обитель) (1985). В подвале обыкновенного жилого дома на глухой окраине Бронкса, где под одной крышей собрались люди, либо видавшие лучшие дни в своей жизни, либо никогда не бывшие счастливыми, сытыми и богатыми, прочно окопалась банда подонков под предводительством психопата Чако. Их порядка десяти человек, у них нет работы, да она им и не нужна - все свое время эти парни и единственная примкнувшая к ним девица, любовница «босса», тратят на то, чтобы хорошенько накачаться алкоголем и наркотиками, подстрелить пару крыс, да подраться друг с другом. Первая часть этой истории закончилась в одиннадцать утра, жарким августовским днем, и тогда же началась вторая. Смотритель дома, пьянчуга Рохас, наконец-то набрался храбрости, чтобы вызвать полицию, и прибывшие на место копы немедленно скрутили «подвальную» молодежь. Но уже спустя несколько часов их из полицейского участка… выпустили. Оружия при подонках не нашли (его они предусмотрительно спрятали в подвале), обвинить их не в чем. Затаив злобу как на Рохаса, так и на остальных жителей этого богом проклятого дома, которые устроили вечеринку в честь избавления от непрошеных гостей, члены банды возвращаются туда, откуда их увезли, намереваясь преподать местным хороший и кровавый урок. Они начинают с того, что разбивают лицо смотрителю, затем разделывают на части пса-поводыря, жившего со стариком Гонзалесом, потом насилуют одну из женщин и забивают ее до смерти. План Чако прост: устроить некое подобие смертельной игры, поднимаясь наверх этаж за этажом, собирая на каждом из них кровавую жатву. Телефонный кабель обрезан, и полицейские в этот раз уже не приедут. Жителей далекого от благополучия дома, расположенного в далеком от благополучия квартале, ждет настоящий ад, и чтобы выбраться из него, им остается надеяться только на самих себя, дав подонкам достойный отпор…
Упаси вас Бог когда-нибудь переехать в один из таких районов. Они есть не только в Нью-Йорке, но и в Москве, и даже в Стокгольме. Места, где невозможно чувствовать себя в безопасности. Места, где человеческая жизнь не стоит и ломаного гроша. И, конечно, эти места служат неизменным источником вдохновения для кинематографистов всех сортов, предпочитающих «доброму и вечному» рассказы о том, насколько в реальности дрянная жизнь существует по соседству с ипотечным счастьем современных многоэтажек. В таком антураже (убогие дома, загаженные подъезды, пустынные улицы, полные мусора как в прямом, так и в переносном смысле) обыкновенно снимают а) драмы, б) артхаус, в) ужасы. «Обитель» относится к последнему из упомянутых жанров, и то, скорее чисто визуально, в виду своей 100-процентной принадлежности к грайндхаусу и запредельной жестокости. Одного из подельников Чако убивают метким ударом ножниц в лицо, его жертву насилуют при помощи метлы, тела пронзаются насквозь, перерезаются глотки. Не говоря уже о печальной участи немецкой овчарки и подвальных крыс. (И это, естественно, не все «вкусности»). Подонки карикатурны (особенно их образ: что-то среднее между панками и металлистами восьмидесятых с поправками на кино-стереотипы), однотипны и одномерны, но они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО подонки, и они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО запоминаются. Впрочем, и жители дома, который эти отбросы решили сделать полем боя, не сильно лучше. Трусливый алкоголик, наркоман и его подруга, подрабатывающая шлюхой, ненормальная старуха, девушка, беременная неизвестно от кого, и ее стерва-мать. Типичный суповой набор для пятиэтажки из гетто - а в любом гетто, как вы знаете, живут не только монстры, но и совершенно обыкновенные люди, которым просто не повезло в жизни. И, конечно, находится место героическому негру-саксофонисту, а также смелой чернокожей женщине, которая делает все, чтобы выбраться из этого болота, и не забыть в нем, болоте, свою маленькую дочь. Чудесным образом здесь скрещивается хоррор, экшен и триллер, единым целым становятся «Ночь живых мертвецов», дешевые боевики о панках-психопатах, survival и blacksploitation. Назвать «Обитель» киномусором язык не поворачивается: это дешевое, но во многом стильное творение, которое, если крепко задуматься, не так уж далеко ушло от глубокомысленных и признанных эльфами фильмов, вроде творений Ханеке и фон Триера. Обнаженка, садизм и полное наплевательство на все запреты - прилагаются.
7/10