“Subconscious Cruelty” (Подсознательная жестокость) (2000). Если принять за истину то, что правое полушарие мозга отвечает за воображение, мечты и восприятие метафор, а левое - за логику и анализ, что стоит проверить, насколько это верно в реальной жизни? Пустой дом. Мы спускаемся в подвал. Темный, едва освещенный. Там ничего нет, никого нет. Только холодный стол, на котором лежит обнаженная женщина. Чуть позже в этой мрачной обители появится вторая. С бесконечно красивыми и бесконечно красными ногтями. Она накроет лицо первой бесконечно красным покрывалом, затем будет скользить когтями по ее телу, пока не нащупает что-то, что требует выхода, освобождения. Совсем рядом с лобком. Правее от него. В дело пойдет скальпель. Один аккуратный надрез, и из плоти высвободится другая плоть, ВИДЯЩАЯ. Глаз, и отросток, на котором он крепится. Уничтожьте левое полушарие, а как именно - вам подскажут трупные черви, обжившие этот шевелящийся сгусток мозговой массы, тот самый, что вы держите в руках. «У нее мягкое красивое лицо. Но она никогда не дает мне прикоснуться к ней. Может, оно и к лучшему. Она смеется надо мной. Считает меня импотентом. Думает, что я никогда не смогу добиться того, что делали с ней другие. Я способен видеть и переживать то, что они себе и представить не могут. Я знаю, что делать, когда настанет мой час». Его час настанет через девять месяцев. Когда придет время рожать его прекрасной сестре, подобной «дохлой рыбе в аквариуме их пустых воспоминаний». Той, что трахалась с безымянными любовниками, и потом забеременела. Он, девственник, следил за каждым актом, мастурбируя в темноте, роняя на пол тысячи нерожденных детей. А потом решил стать подобным Богу, приняв ребенка из чрева самого близкого и единственного близкого ему человека. Оргазм мироздания, скульптура из плоти. «Почти пора». Дальше - лицо настоящего ужаса. Тот предел, который можно преодолеть только мертвым. Накормив кровью мертвого ребенка ту, которая его только что родила…
Это лишь два эпизода из четырех. Ничем не связанных друг с другом. Кроме общей идеи. О границах боли и страдания, о чуде рождения и о чуде убийства, о вершинах наслаждения и вершинах безумия. Это фильм, снятый Каримом Хуссейном, бесконечно талантливым хоррормейкером из Канады. Мы помним (хорошо, _я_ помню, в вас не уверен) его «Восхождение». Притчу, выбивающую душу из любого, у кого достаточно сил и желания ее понять и принять. Визуально безукоризненную. И безобидную - по сравнению с «Подсознательной жестокостью». Оценить ее, ясное дело, смогут немногие, если не сказать, что единицы. ОК, цвета и работа камеры - это что-то на уровне Ардженто конца семидесятых и начала восьмидесятых, даже Бава-старшего. Если скрестить самые яркие образчики их творчества с наиболее артхаусными (в хорошем смысле) и смысловыми (понимайте, как хотите) фильмами Кроненберга и Ходоровского. Но есть еще и откровенное сумасшествие. Убийство младенца, только что извлеченного из утробы матери. Молодые мужчины и женщины, занимающиеся сексом с Матушкой Землей и царапающие свои тела о колючую проволоку. Извлечение окровавленного глаза из утробы, мастурбация кровавым обрубком члена - и кишками, только что извлеченными из тела прообраза Христа. Множественные обнажения в полный рост. Девушка, занимающаяся оральным сексом с… корнем, а затем поедающая его, мужчина, ласкающий вместо клитора своей любовницы торчащий оттуда клинок, превращая свой язык в фарш, пропущенный через мясорубку… Шок ради шока? Не похоже. То, что в «Подсознательной жестокости» нет связного сюжета - факт. Факт и то, что каждой сцене есть объяснение, каждому образу - при наличии фантазии и ладно действующего воображения - своя трактовка. В данном случае следует отключить левое полушарие и на полную катушку задействовать правое, вот уж вернее некуда. Фантазировать вместе с режиссером, понимая при этом, что хоть Карим и снял артхаусный, садистский, психоделический, бесконечно брутальный, богохульный gore-хоррор, он сделал это не просто так, не с целью поупражняться с «мясом» и великолепной «картинкой». Мысль - есть. Много мыслей. Только для большинства, боюсь, «Подсознательная жестокость» навсегда останется набором вкусных жестокостей, гимном социопатии, плевком в лицо христианам и сторонникам «настоящих ценностей», а для кого-то - дрянным авторским кино. Хотя это кино - образец того, каким должен быть околожанровый артхаус. Ярким и креативным. Во всех смыслах.
10/10