“La plus longue nuit du diable” (Самая длинная ночь дьявола) (1971)

Jan 24, 2013 02:00



“La plus longue nuit du diable” (Самая длинная ночь дьявола) (1971). За окном рвутся бомбы, слышна канонада самых разных орудий, оглушительный рев пролетающих над Берлином истребителей. Но конец Третьего рейха барона фон Ронберга волнует меньше всего. Его жена вот-вот должна родить, и будущее этого древнего рода зависит от того, кем будет ребенок: мальчиком или девочкой. Баронесса умирает, но прежде все же дает жизнь младенцу. И это не наследник. Свою дочь фон Ронберг нарекает Корнелией, читает над изголовьем кроватки молитву и вонзает в сердце беспомощной малышке старинный кинжал. С тех пор прошло больше двадцати лет, но барон все еще жив, более того (как и его верный слуга Ганс), кажется, ни капельки не изменился с момента окончания Второй мировой войны. Ныне он обретается в своем чудом уцелевшем замке в немецкой глуши, а компанию ему составляют двое слуг: Марта и упомянутый выше Ганс. Однажды в этом богом забытом местечке объявляется пронырливая журналистка, которая пишет очерк об истории рода фон Ронбергов - когда появился на свет первый из них, неизвестно, зато прекрасно известно, что фундамент замка был заложен еще в 11-м веке. После рассказа о семейном проклятии, жертвами которого становились исключительно женщины, барон просит журналистку ни в коем случае не фотографировать интерьеры замка, но девушка пропускает эту просьбу, даже приказ, мимо ушей. За что и расплачивается собственной жизнью: некто пробивает передние колеса ее машины, а потом, после непродолжительной погони в лесу, настигает и саму нахалку. Ее тело приносят в ближайшую деревню, где врач констатирует смерть от испуга, а местные указывают на руку девушки: там красуется странная метка, которую деревенские немедля принимают за знак самого Дьявола и шепчутся о том, что «похоже, в замок вернулся суккуб».

Между тем, в той же местности по лесному бездорожью достаточно успешно трясется автобус с шестью пассажирами. Успешно - до тех пор, пока не выясняется, что дальнейший путь перекрыт шлагбаумом; чудом оказавшийся там незнакомец (больше - ни души на многие километры вокруг) подсказывает водителю, что до пункта их назначения можно добраться только паромом, на который они уже не успеют. Впрочем, неподалеку стоит замок барона, добавляет мужчина, и он всегда рад гостям. Когда семеро прибывают в старинное имение фон Ронбергов, их дважды удивляет дворецкий: первый раз - когда сообщает о том, что все подготовил к их приезду после звонка женщины-анонима, и второй раз - когда рассказывает путешественникам об истории тех комнат, где им придется провести ночь. В одной остался загадочный символ возле камина - он появился там, когда 8 декабря 1575 года Эрика фон Ронберг заколола кинжалом монаха, пытавшегося провести обряд экзорцизма. В другой были жестоко убиты принц и принцесса. В третьей - замуровано окно; это результат несчастного случая, стоившего жизни одному из предков барона. За ужином семеро услышат не менее мрачную историю о родовом проклятии, которое вступило в силу в 12-м веке, когда Зигфрид фон Ронберг продал душу дьяволу, получив некоторые преференции, в результате чего старшая дочь из каждого поколения должна была превратиться в суккуба, дьявольскую тварь, соблазняющую мужчин и обрекающую их на вечные муки. Как только барон, отвечая на вопрос «есть ли у вас дочь», говорит «нет», раздается звонок. Это восьмой гость. Вернее, гостья. Очаровательная Лиза, которую не узнал Ганс, но прекрасно знает Марта… Вскоре после этого двери замка закрываются, а те, кто остались внутри - начинают умирать.

За много лет до того, как Дэвид Финчер снял свой знаменитый триллер о смертных грехах, ту же тему прекрасно отработали франко-бельгийские кинематографисты, сняв готический фильм ужасов, в центре которого - искусительница на службе Сатаны и ее семь жертв, которые воплощают собой Гордость, Зависть, Гнев, Уныние, Сребролюбие, Чревоугодие и Блуд. К достаточно любопытной сценарной концепции (хотя сам сценарий из рук вон плох; если говорить о деталях, в которых, как известно, скрывается Дьявол) прибавляется живописный и, по старой доброй традиции, мрачный замок, некий налет комедийности (полагаю, что ненамеренной, но все же рассказы Ганса о кровавом прошлом комнат гостей и, как минимум, два персонажа - психующий по поводу и без повода старик, а также обжора-водитель автобуса, вызывают только улыбку - правда, добрую, без сарказма и иронии), двойную обнаженку в исполнении симпатичных и фигуристых актрис, плюс достаточно смелый лесбос с их же участием. Но главное, ради чего стоит смотреть «Самую длинную ночь…» - это Эрика Бланк, звезда «Операции «страх» Бава-старшего и «Ночи, когда Эвелин выходит из могилы», которая была наделена матушкой-Природой удивительным лицом и не менее удивительной мимикой: эта женщина могла превратиться из красавицы в откровенного урода за считанные секунды, сама, без помощи гримеров; лучшее тому доказательство - реакция Лизы на смерть Нэнси, которая в этом фильме символизировала собой сребролюбие. Действие буквально взрывается примерно на 50-й минуте, и одна смерть следует за другой, причем, в большинстве своем, они достаточно креативны: обжорство и золото соседствуют с «железной девой» и «гильотиной» в списке «убийственных» инструментов. Не лишенный (тонны) недостатков, но все же хороший фильм, редкий и известный, пожалуй, только в узком кругу поклонников еврокульта. Поводов «приобщиться» - более чем достаточно.

6,5/10

редкие фильмы, грех, семидесятые, еврокульт, проклятие, французский хоррор, нацизм, готический хоррор

Previous post Next post
Up