Mental Home «Угра» (2012). Первым делом я удивился. Неужто легенда российского дума возродилась из пепла, да еще спустя столько лет? И вторым делом я тоже удивился. Почему это самиздат, какой такой самиздат? Да это же не просто группа, а настоящий (пусть и маленький) Культ! Все стало ясно с первой же песни. Не верьте тем, кто говорит, что Mental Home остались верны себе. Если кто-то из музыкантов когда-либо употреблял наркотики, то вот именно наркотикам они и остались верны. Потому что «Угра» - ничто иное как... панк-пост-дум? Сложно подобрать точное определение, но примерно то же самое играли бы братья Самойловы времен «Опиума», если бы вдруг решили завербовать в состав всех участников «Короля и Шута», а главным композитором назначить обслушавшегося Lake of Tears Горшка. Трэк «Береза, яблоня, рябина» - самое красноречивое тому подтверждение. 0/10
Lacrimosa «Revolution» (2012). А был ли мальчик? В смысле, случилась ли обещанная революция? В какой-то степени да. Признаться, я уже давно потерял из виду Тило Вольффа, окончательно утеряв интерес к его творчеству, как в рамках Lacrimosa, так и других проектов (хватило одного альбома Snakeskin, прости Господи). И тут - сюрприз. Металл. Настоящий, боевитый, даже хитовый «готишный» металл с индустриально-танцевальными нотками! Это в той или иной степени касается первого и последнего (титульного) трэка, а также непривычно жесткого «Verloren» с кучей смен темпа и настроения. Кто хотел полубаллад с вокалом Анне, получите и распишитесь: «If The World Stood Still A Day». А для любителей симфо-эпиков приготовлена традиционно унылая «Rote Sinfonie». Все 55 минут не оставляет ощущение сборной солянки, в которую свалили разные песни, написанные совсем не для одного-единственного диска. Это с одной стороны. А с другой: «Revolution» - первый в моей и лакримосовской истории альбом, который я прослушал два раза подряд. Как минимум, интересно. И да, меньше симфонизмов, зато больше модных дж-дж-гитар. 6,5/10
Krux «III - He Who Sleeps Amongst the Stars» (2011). Матс Левен! Лейф Эдлинг! Дум! Надо брать? А вот не факт. Ветераны жанра ничего особенного не придумали, а просто решили сыграть в 25-й раз то, что всю жизнь (это, конечно, больше относится к Лейфу и клавишнику Карлу Вестхольму) играли. То есть, прямолинейный дум. Вокал - строго чистый (только в одной из песен слышен гроул - приглашенный вокалист? Но информации о том, кто это, на метал-архивах я не нашел), песни - просто длинные и очень длинные. То есть, рецепт тот, что и в случае с Isole. Однако результат совсем другой: и упрекнуть парней вроде бы совершенно не в чем, и не цепляет их музыка ни на йоту. Послушал, хмыкнул и забыл. Впрочем, не исключаю, что мое мнение сильно отличается от мнения тру-думстеров. 3/10
Vinum Sabbatum «Bacchanale Premiere» (2012). Проект людей из The Wandering Midget и Reverend Bizarre? Могу ошибаться, но уж очень похоже. Та же генеральная линия партии. Начинается все с прото-дума, явно отдающего тотальным worship'ом первому альбому Candlemass, причем инструменты - на заднем плане, да и сами мелодии скудны. Балом же правит вокал. И петь этот парень умеет. Голос не высокий и не низкий, не тенор и не баритон, что-то среднее. И уху очень приятное. Дальше - музыки становится больше. И она медленно мутирует из «просто» классик-дума в наркотические дали дум-рока и семидесятнической психоделики. Появляются элементы блюза, намеки на Jefferson Airplane и хэммонд. Потом - баллада и 12-минутный эпик. Великолепно. Эти финны не косят «под 70-е», они будто оттуда мистическим образом телепортировались. 9/10
Celestial Season «Oct 21 2012 Baroeg Rotterdam Bootleg» (2012). Замечательная голландская команда, чей второй альбом заслуженно стал классикой дума 90-х, вернулась, чтобы играть старые вещи на концертах. Жаль, но, по всей видимости, о новых работах речи не идет, не идет речи и о том, чтобы разбавить «классический» репертуар стоунер-роком образца «Orange». Данный бутлег - сугубо для фанатов. Послушать любимые песни живьем, да еще и записанные уже в 21-м, а не в 20-м веке. Остальным вряд ли будет интересно. -/10
Antimatter «Fear of a Unique Identity» (2012). Вот именно такой Antimatter я и ждал. Ждал долго, много лет. И недавно дождался, в виде совершенно другого (пусть и родственного) проекта, Alternative 4. Но когда на свет появился «Fear of a Unique Identity», стало ясно, что у Паттерсона против Мосса - никаких шансов. Открывашка - великолепно атмосферная «Paranova» - слегка напоминает первый трэк с «Saviour» (возможно, в этом виноват схожий (и вкусный, что уж там) барабанный рисунок), а дальше - никаких заигрываний с пост-думом и никаких «Leaving Eden». Это, скорее, микс «Lights Out» и «Planetary Confinement», но не переработка старых идей, а их логическое развитие. Трип-хоп, акустика, электроника, Ее Величество Атмосфера и, конечно, бархатный голос Мика Мосса... Девять песен. И шесть ремиксов. Которые чуть ли не лучше оригиналов. Потрясающе красивая и крайне эмоциональная работа. 10/10
Ennui «Mze Ukunisa» (2012). Замечательный грузинский... фюнерал (?!). Что, в Тбилиси пришла вечная зима, и закончились все запасы вина? Нет, ну правда, очень странно слышать подобную музыку из столь солнечной страны. Потому что она (музыка) совсем не солнечная. И не летняя. Скорее, рисуется осень. Время подведения итогов, расставания с близкими, время печали, горести и сведения счетов с опостылевшей жизнью, до сей поры приносившей только боль. Фюнерал у Ennui получился каноническим. Они ни на кого конкретно не похожи, но и новые горизонты не открывали. Это просто очень хорошая, медленная, мрачная, печальная, гиператмосферная музыка с замечательными гитарными гармониями и «вкусным» гроулингом. Сюрприз. И очень приятный. 8/10
Vitaliy Sytnik «Fragments of Memories» (2012). Вот так вот. Просто и со вкусом. Называть проект своим именем и фамилией - привычное дело для легиона «шредеров»-виртуозов гитарной дрочки. Но для блэка? А начинается все именно с блэка, и уже потом, ближе к концу, ожидаемо скатывается в пучину шугейза и пост-рока. Чем музыка Виталия в лучшую сторону отличается от тысяч таких же безвестных коллег, так это удивительно неплохим уровнем владения инструментами (особенно хороши гитарные соло, трижды неожиданные в рамках первой, «депрессивной» части альбома) и умело сотканной атмосферой. Да, тут много лишнего, да, сыровато, и да, не слишком ясно, в каком именно стиле господин Сытник хотел бы самореализоваться. Но для дебюта - работа хорошая. 6,5/10