"Tenebre” (Дрожь) (1982)

Dec 08, 2012 00:35


"Tenebre” (Дрожь) (1982). Питер Нил прилетает из Нью-Йорка в Рим, чтобы провести в Вечном городе презентацию своей новой книги под названием «Дрожь». Она только-только появилась на прилавках, и мигом стала бестселлером: 12 недель на первом месте в списке наиболее продаваемых романов - не шутка. Но обвинения в сексизме, озвученные одной из критикесс, лесбиянкой Тильдой, - самое невинное, что ждало писателя в Риме. Не успел Питер вернуться в арендованный его агентом дом после встречи с журналистами, как к нему нагрянули двое полицейских: капитан Джермани и женщина-инспектор Алтьери. Никаких обвинений, просто дурная весть - несколькими часами ранее была убита некая Эльза Манни, клептоманка, которая пыталась украсть из книжного магазина бестселлер Нила, а потом стала жертвой маньяка, в буквальном смысле накормившего девушку страницами из «Дрожи» и перерезавшего ей глотку. Убийцу, кажется, не пугает даже присутствие копов - он позвонил романисту в тот момент, когда у него находились Джермани и Алтьери, и мягко намекнул на то, что первая смерть была далеко не последней. Через день Нил получает второе по счету письмо от психопата; оно, по всей видимости, было отправлено уже после того, как безумный поклонник творчества Питера расправился с Тильдой, а также с ее любовницей, использовав то же самое оружие: остро заточенную бритву. И по традиции сделал фотографии убитых. Кто решил окрасить Рим в кроваво-красный цвет? Явно тот, кто неплохо знает самого писателя, и неравнодушен к его книгам. Агент, склизкий как червяк Булльмер? Анна, помощница Нила и, по совместительству, его любовница? А, может, (вдруг!) Алтьери? Бывшая жена Питера, совершенно ненормальная Джейн? Или сам писатель, чьи труды, выполненные в жанре хоррор, стали слишком большой частью его жизни? Кто убивает - понять практически невозможно, но при этом ясно, что следующей жертвой может стать любой из окружения романиста, включая его самого.

И, казалось бы, причем здесь история о девушке на пляже и четырех ее любовниках… Дарио Ардженто - мастер разбрасывать подсказки, которые затем ведут в тупик, и строить сюжеты так, что разгадка не поддается никакому логическому объяснению, или поддается, но с учетом огромного количества задействованных в шитье сценария белых ниток. Однако «Дрожь» - не «Игрок», она была снята в золотые для итальянского режиссера годы, а значит, доверху полна отменными смертями и саспенсом. В «плюсы» можно записать даже совершенно немотивированную обнаженку (дважды за первые тридцать минут) и непонятно к чему приплетенную, но крайне эффектную сцену с погоней обезумевшего добермана за невинной девушкой. Кстати, об убийствах: за те же полчаса умирают сразу трое. При этом фильм отнюдь не бескровен, и бритва - далеко не весь арсенал в меру креативного психопата. Говоря о достоинствах фильма, нельзя не упомянуть и то, что вообще не имеет отношения к отсчету трупов и прочим прелестям giallo. Нет, речь не об атмосфере, с ней здесь достаточно туго. Причем, вполне возможно, что _сознательно_ туго. Каким может быть Вечный город? Пустынным, туманным, полным мрачных переулков и пугающих теней (кстати, ”tenebrae” - и есть «тени» в переводе с латыни). Но в данном случае Рим был снят совсем другим. Почти искусственно солнечным, даже излишне ярким на краски. Тоже в «плюсы»! Визуальное пиршество, совсем не такое как в «Сусперии», но все же пиршество. Ума не приложу, как могло случиться так, что Ардженто восьмидесятых не в последнюю очередь был силен именно роскошными операторскими решениями и цветовыми экспериментами (стильно и жестоко!), а Ардженто девяностых и двухтысячных все это растерял (никакого стиля, только жестокость)? Вдобавок к вышесказанному: саундтрэк - привычно «гоблиновский», актерский состав - привычно хорош (включая Джона Сэксона и Дарью Николоди), а когда проходят 50 минут из ста, кажется, что прошло всего лишь двадцать. Получается, что фильм идеален? Не совсем так. Сюжет - для giallo - почти блестяще сконструирован, но все же хорош только в рамках этого жанра, с логикой и реалистичностью есть небольшие проблемы (включая сами убийства), к тому же актеры, пусть даже именитые, местами неприятнейшим образом переигрывают (в первую очередь это касается Николоди). Но общее впечатление от «Дрожи» ничто не в силах испортить. Это один из лучших фильмов «раннего» Ардженто и один из лучших giallo тех лет.

8/10

восьмидесятые, giallo, маньяк, итальянский хоррор, классика жанра, писатель, ардженто

Previous post Next post
Up