“Ultimo deseo” (Хозяева тьмы) (1976). «Думаю, мы все когда-нибудь умрем. И я надеюсь, что умру от чего-то приятного», - говорил доктор Робертсон незадолго перед поездкой на знаменитую виллу Вилмор, принадлежащей эксцентричной мадам Лили. Он и понятия не имел, что смерть совсем рядом. И что она будет совсем не такой, какой он ее себе представлял. Но обо всем по порядку. На виллу по личному приглашению Лили отправились пятеро мужчин, среди них - знаменитый на весь мир ученый, профессор Фултон, помощник российского посла, Василий, двое хирургов - упомянутый выше Робертсон, а также его коллега и ученик, Мессьер. Пятым стал некто Борн, известный авантюрист, в прошлом солдат Иностранного легиона и наркоторговец, а ныне - охотник, развлекающийся в свободное время тем, что стреляет по специально выращенным для этой цели голубям. Разумеется, столь дорогих гостей ждет и женская компания.
Высокооплачиваемая шлюха Клара, две фотомодели, Таня и Луна, очаровательная и достаточно молодая мать двоих детей, отчаянно нуждающаяся в деньгах - Берта, плюс юная студентка, не слишком хорошо представляющая себе, что ее ожидает в Вилморе - Мариан. Под руководством Лили и любовника мадам, Виктора, здесь должна была состояться ролевая игра по мотивам произведений Маркиза де Сада. Гости надели на лица страшные маски, спустились в подвал, отведали вина, щедро разбавленного наркотиками, а затем перед ними предстали девушки, готовые выполнить любое желание мужчин: ту, которая отказалась бы это сделать, ждала суровая кара. Но оргии не суждено было случиться. Дом начало трясти, а сверху, из комнат, раздались отчаянные крики. Это были служанки. Подойдя к окнам, они увидели вспышки яркого света, после чего ослепли - их глаза теперь белым-белы… Полагая, что они только что стали свидетелями ядерного взрыва, Фултон и его спутники отправляются в город и скоро понимают, что радиация - не самый страшный их враг…
Леон Климовский, снявший этот фильм (который не обошелся без участия его хорошего друга и по совместительству иконы испанского хоррора, Пола Нэши), - личность интересная, с которой, пожалуй, многим, так по сей день и несостоявшимся хоррор-режиссерам, стоило бы брать пример. Проработав немало лет дантистом, он всегда мечтал снимать фильмы. Однажды, в весьма уже зрелом возрасте, поставил жирную черту под прошлой жизнью, и стал заниматься именно тем, к чему лежало сердце. Классиком европейского кинематографа (европейского - потому что этот уроженец Аргентины в результате перебрался в Испанию) Климовский не стал, но заметный след в истории киноужасов все же оставил. «Хозяева тьмы» - не самый последний его фильм, в плане значимости. И о творчестве Леона, вернее, сущности его творчества, он может немало рассказать. Являясь, фактически, легким парафразом «Ночи живых мертвецов» и одновременно «Дня триффидов». Вкупе с «Безумцами» того же Ромеро. Нашлось, что немаловажно, место и отсылкам к фильмам Бунюэля, Феррери, Пазолини.
То есть, это не просто история о зомби (к которым, весьма условно, можно отнести внезапно ослепших жителей города, что со временем начнут штурмовать поместье мадам Лили), это еще и типичный для Европы тех лет соцкомментарий с непременным плевком в сторону буржуа. Среди главных героев действительно мало тех, кто мог бы вызвать симпатию: немедленно превращающийся в свинью Робертсон, жестокая тварь Борн, которому совершенно неважно, кого убивать, главное - убивать, Виктор, начинающий без причины палить по слепцам в церкви… Все это хорошо, другой вопрос, что «Хозяева тьмы» страдают от тех же проблем, что привычны для фильмов Роллена. В том смысле, что они могли бы быть артхаусом, драмой, чем угодно, но в результате воспринимаются как странный коктейль из вышеназванных жанров и забористого трэша, а то и просто плохого дешевого кино.
Ядерный взрыв, который ослепляет людей, сводит с ума бедняков и погрязших в грехах и блуде аристократов, но при этом ровным счетом никого не сжигает, оставляя целыми и людей, и города?! Ну и конечно, гениальный план, согласно которому главные герои должны на несколько месяцев укрыться в подвале, но при этом на следующий же день (!) выбраться в город за продуктами и едой (а как же радиация?), заслуживает отдельных аплодисментов. Стоя. Дальнейшее же больше напоминает не столько «Ночь живых мертвецов», сколько «Соломенных псов» - деревня против города, бедные против богатых, ублюдки против ублюдков. Но для ужасов здесь слишком мало ужасов, для драмы - слишком мало драмы, для экшена - слишком мало экшена. А сатира... Климовский - не Феррери, увы. Как результат, - претенциозный пшик, достаточно глупый и алогичный (эффектная концовка, которая только ради эффектности и существует - лучшее тому подтверждение). Но все же я рад, что аргентинец перешел от зубов к целлулоиду. Наверное, он был счастлив, что уже хорошо. А то, что для меня на этом знакомство с его творчеством закончится, не успев начаться, - дело десятое.
2/10