“La Cruz del Diablo” (Крест Дьявола) (1975). Раз за разом Альфред видит один и тот же сон, спит он, бодрствует, или находится на грани между сном и явью под действием магических паров гашиша. Ему является девушка в белом одеянии, которую преследуют рыцари из ордена Тамплиеров, готовые вот-вот убить бедняжку, а она, в свою очередь, в отчаянии взывает о помощи, произнося имя Альфреда. Сами же убийцы, между тем, не живы и не мертвы: под балахонами скрываются лишенные кожи черепа, а остро заточенные мечи лежат в руках, на которых нет ни клочка плоти. Рассказом о своих кошмарах Альфред делится с женой, Марией, которая однажды приносит ему целую кипу редких книг, надеясь, что история хотя бы в одной из них подстегнет воображение писателя (а именно им является наш герой), благо его контракт с издательством уже трещит по швам, ведь Альфред давно перестал работать над новой книгой в жанре «готического романа». Странно, но в одном из манускриптов он видит ту же картину, что видел в навязчивом сне. А потом приходит письмо из Испании, где живет его сестра, Жюстина: она просит брата немедленно приехать к ней, говоря о том, что только что потеряла ребенка, что привело в бешенство ее мужа, зажиточного помещика по имени Энрике.
Но когда Альфред прибывает в Испанию, первое, что он видит - это тело Жюстины. В гробу. Говорят, буквально несколько дней назад она отправилась на прогулку и пропала. А позже выяснилось, что ее убил местный бродяга, соблазнившись дорогим браслетом на руке аристократки. Он недолго оставался на свободе, и теперь ждет приведения смертного приговора в действие. Единственное, о чем мечтает Альфред - поговорить с убийцей своей сестры. Но одна отговорка следует за другой, и увидеть его писателю так и не удается. Английский гость начинает понимать, что в этой истории не все так просто: хотя бы потому, что дурацкая смерть от рук простого грабителя не слишком хорошо увязывается с тем письмом, что получил Альфред - письмом, в каждой строчке которого читался панический страх. К тому же, как выясняется, Жюстина была не слишком верной женой: она изменяла мужу с его личным врачом, о связи с которым хотела бы забыть, поставив тому ультиматум - медик, глубоко увязший в экспериментах с черной магией, должен исчезнуть из города. Девушка умерла спустя один лишь день после того разговора. Брат Жюстины начинает собственное расследование, и не последнюю роль в нем играет загадочное поселение отшельников под названием «Крест Дьявола», а также облюбованное ими святилище - Гора душ, которая фигурирует во множестве местных легенд…
Испанский готический хоррор с примесью детектива, снятый «хаммеровским» режиссером из Великобритании по сценарию Пола Нэши, который, к счастью, не испортил картину своим актерским «гением» - неплохо. Еще лучше, если этот «хаммеровский» режиссер - Джон Гиллинг, автор, как минимум, двух замечательных фильмов: «Рептилии» и «Чумы зомби» - оба и сегодня могут привести в восторг любого поклонника хорошего жанрового кино, абсолютно равнодушного к новейшим достижениям в целлулоидной индустрии, считающего шедевром «Террор» Копполы, а не «Аватар» Камерона. Фактически тамплиеры здесь - не пришей кобыле хвост. Своеобразная отсылка к творчеству Амандо де Оссорио (некоторые даже называют «Крест Дьявола» пятой частью легендарной тетралогии о слепых мертвецах, и они неправы), но не более того. В первую очередь, этот фильм кажется мистическим детективом с ударной дозой готики и религиозного мракобесия. Потому что в основу его положено убийство невинной (невинной ли?) женщины и его, убийства, расследование. К тому же, в исполнении писателя, да еще и англичанина. Грамотная режиссура, стройный сюжет, хорошо обыгранные штампы, - и уместная медлительность действия, практически полное отсутствие спецэффектов, бесконечные диалоги, к которым следовало бы прислушиваться, чтобы понять, что к чему - и это никак нельзя назвать недостатками «Креста Дьявола». Увлекательно и совсем неглупо. Больше британский хоррор, чем испанский. И даже немного giallo.
7/10