“Le demon dans l’ile” (Демон острова) (1983). Габриэль Мартин, молодая женщина-врач, не так давно попавшая в страшную автокатастрофу, которая стоила жизни ее близким, переезжает на крохотный остров, где людей с «большой земли» называют иностранцами. Она не явилась незваной гостьей, ее пригласила местная община, чтобы Габриэль заняла место единственного врача на острове, которым до поры до времени, целых восемь лет, являлся некий медик по имени Генри Маршал. Этому человеку здесь не доверяют, большинство, по меткому выражению одного из жителей, «предпочитают оставаться больными». И именно Маршал становится первым, кто наносит визит новой докторше, поначалу представившись девушке своим собственным, но неполным именем. А вскоре в этой тихой гавани, где, казалось бы, ничего не происходит, стартует череда странных… Нет, не убийств, а несчастных случаев, чудесным образом совпав с прибытием на остров мадемуазель Мартин. Один из мужчин несколько раз режет свое лицо во время бритья, да так, что крови хватает на то, чтобы целиком пропитать махровое полотенце. Следом кассирша из местного супермаркета, готовя кофе, получает страшный ожог лица. А буквально днем позже уважаемый в городе мужчина, успешный предприниматель и глава большой семьи лишается двух пальцев, хвастаясь перед родными новым электроножом для резки мяса. Неработающим ножом. Габриэль берет анализы крови у нескольких своих пациентов, из числа тех, что стали жертвами бытовых приборов, и отправляет их стороннему доктору, сотруднику лаборатории, находящейся за пределами острова - и выясняется, что у всех этих людей замечены специфические отклонения в рамках невралгии. Поначалу кажется, что все следы ведут в кабинет месье Маршала. Но верен ли этот путь? Ведь взбесившаяся кухонная утварь была не так давно куплена в островном супермаркете… Эти ножи, сверхсовременные духовки, и многое другое. Но приборы и механические устройства не обладают злой волей. А это значит только одно: убийцами они сделались не сами по себе…
«Демон острова» - та редкая жемчужина, что ждет всякого, кто готов потратить немало времени на просмотр редких и не всегда удачных хорроров с пометкой «made in Europe», причем образца восьмидесятых. Говоря о Европе, я имею в виду отнюдь не итальянских хоррормейкеров и британские «жутики». Это Греция, Испания, Швеция. И, конечно, Франция. Спорю, что от истории про Габриэль, безумного доктора, супермаркет, полный убийственных орудий и запрограммированных на убийство ножей в паре с газовыми баллонами, вы ждали чего угодно, но только не того, что в результате увидите. В этом смысле, кино совсем не французское, а, скорее, интернациональное. Его могли бы снять в Америке, той же Италии, да где угодно. Явной национальной принадлежности нет и в помине. Зато есть совершенно нестандартный сюжет, развязка, догадаться о сути которой невозможно, если не начитаться прежде спойлеров, которые - несмотря на ничтожно малое количество рецензий - все же встречаются на просторах профильных сайтов и порталов. Да, к слову, о самом существовании «Демона острова» знают немногие, и лучшее тому доказательство - минимум отзывов на IMDB, а также полное отсутствие всякого присутствия этого фильма в США. Несмотря на заслуженный приз фестиваля в Авориазе, когда-то слывшего своего рода знаком качества для фильмов в жанрах sci-fi и хоррор. Этот фильм успешно играет на нервах любого обывателя: все мы пользуемся микроволновками, кухонными комбайнами и прочими прелестями современной цивилизованной жизни, не правда ли? Не говоря уже о вилках, ложках и настенных бра. Но потом бокал лопается в руках у автора свадебного тоста, заполняя тому рот кровью вместо вина. Игрушечный медвежонок пронзает барабанной палочкой глаз играющей с ним девочке. И вовсе блистательна сцена обыкновенного семейного вечера: отец пытается привести в чувство барахлящий телевизор, мать вскрывает банку с горошком при помощи электроножа, а дочь запихивает лук в миксер. Что произойдет в следующую минуту? То, о чем вы и подумать не могли. Сценарий нестандартен, строен и логичен, твист непредсказуем, но при этом не вызывает особых вопросов, действие несется вперед как сошедший с рельс локомотив, актеры хороши, а смерти и увечья - просто великолепны. “Lost gem” - кажется, так говорят на том берегу Атлантики?
8,5/10