“Pensione paura” (Пансион страха) (1977)

May 24, 2012 11:44


“Pensione paura” (Пансион страха) (1977). Небольшая трехэтажная гостиница на берегу заболоченного озера. Из обслуживающего персонала - только трое. Марта и ее юная красавица-дочь Роза (плюс их полоумный слуга). Обе женщины тщетно надеются вновь увидеть отца семейства, когда он - обязательно целым и невредимым - вернется с фронта. Да, времена тяжелые - весна 1945 года. И в Северной Италии война еще далека от завершения. Как лучшее тому подтверждение - гул тяжелых бомбардировщиков над отелем. Тогда жизнь в нем замирает. И спустя минуты продолжается вновь. Жизнь, по правде говоря, на редкость мерзопакостная. Среди постояльцев гостиницы, пожалуй, не найдется ни одного хотя бы минимально симпатичного персонажа. Негодяй-жиголо Рудольфо, живущий с дамой в летах - ради, понятное дело, ее денег. Но заглядывающийся при этом на Розу. Невменяемый, но вроде бы безобидный тип, потерявший всю свою семью в ходе одной из бомбардировок - теперь его любимые являются ему во снах. Мертвыми. А в свободное от кошмаров время он шпионит за Розой, Рудольфо; да за кем угодно. Четверо других увлечены лишь собой и безумными оргиями, которыми - и только ими - полнятся их никчемные жизни. Однажды ночью слышится истошный крик. А потом на одной из лестниц постояльцы находят Марту. С переломанной шеей. Без шансов. Мертва. Все хозяйство остается на Розе, целиком на ней. Помощи ждать неоткуда, разве что наоборот: Рудольфо и его старуха теперь чувствуют себя полностью безнаказанными. Проходит несколько страшных дней и чернейших ночей. И, кажется, что у девушки появился незримый друг, который заменит ей отца. Защитит. Убережет. Если только сама Роза сможет уберечь собственный рассудок…

До крайности странная работа, пройти мимо которой было невозможно - по одной простой причине. Это Франческо Барилльи. Тремя годами ранее, в 1974-м, он снял один из тех фильмов, которые можно отнести к категории «малоизвестных итальянских жанровых шедевров». «Аромат дамы в черном», так точно. Правда, «жанровых» ли?.. Вопрос спорный, еще более спорным он кажется в случае с «Пансионом страха». Ну никак не получается воспринимать эту ленту в качестве хоррора, пусть даже с приставкой «арт», пусть даже с приставкой «драма». Поначалу это действительно драма. Минут эдак на шестьдесят. С четким психопатологическим сексуальным подтекстом. И прекрасной игрой красавицы Леоноры Фани (или все дело в ее красоте, а не таланте?). Плюс роскошная, немного скупая на обертоны музыка, замечательный визуальный ряд, яркие актерские (пусть и немного гротескные) образы. То есть, фильм высочайшего класса. С точки зрения режиссуры и всего к ней прилагающегося. Непонятно только одно: несмотря на определенную ясность, даже четкость сюжета (дело неслыханное!), что пытался донести до нас синьор Барилльи, о чем рассказать? Или это просто странная вариация на тему девиаций Бергмана с легким налетом Марко Феррери и Пазолини (на сей раз - никакого Полански)? Кажется, так и есть, ведь в ином случае возникает слишком много вопросов. Что до хоррора и шокирующих сцен, то не обошлось и без них. Изнасилование девственницы в лучших традициях exploitation’а 70-х, «упокоение» двух трупов (один из которых - в общем-то, не совсем еще труп) в ванной, залитой жидким цементом. И жестокий, намеренно гротескный финал. Вернее, первый из трех (!). Мрачно, талантливо и нестандартно, но все же основная идея «Пансиона…» так и осталась скрытой от меня мраком тайны о семи печатях. Последний момент: это считается giallo. Но ничего привычного для этого поджанра вы здесь не увидите - имейте в виду. Просто история. О войне. Насилии. Безумии. Любви. И ничего более. Может, и не стоило искать в фильме Барилльи двойной смысл? Ах да, слишком много вопросов.

6,5/10

giallo, война, артхаус, семидесятые, итальянский хоррор, драма, безумие, exploitation

Previous post Next post
Up