”Mio caro assassino” (Мой дорогой убийца) (1972)

May 17, 2012 01:48


”Mio caro assassino” (Мой дорогой убийца) (1972). На берегу живописного озера совершается жестокое убийство. И, похоже, что жертва прекрасно знала того, кто отнял у нее жизнь. Погибшего звали синьор Парадизи, и в недавнем прошлом он был представителем крупной страховой компании. Это все, что о нем известно. Полиция не сомневается и в том, кто сидел за пультом экскаватора, с помощью которого Парадизи в буквальном смысле обезглавили, содрав голову с туловища при помощи ковша. Это Марио Свини, долгое время управлявший подобными механизмами, человек с кристально чистой биографией. На следующий день его находят повешенным. Убийство, а затем самоубийство - казалось бы, вопрос закрыт. Но инспектор Лука Перетти, взявшийся за расследование этого дела, так не считает. Во-первых, неясен мотив экскаваторщика. Во-вторых, Свини умер вовсе не по своей воле, на что указывают обстоятельства его смерти. В скором времени всплывают и другие странные детали: в кармане пиджака Парадизи обнаруживается ключ, не подходящий ни к одной из дверей в его доме или в офисе, где он работал, также выясняется, что именно этот человек сыграл решающую роль в деле о похищении и убийстве маленькой Стефании, девочки, родители которой предпочли заплатить похитителям выкуп, но в результате потеряли свою дочь навсегда. Гражданская жена страховщика внезапно узнает о существовании чертовски важной вещицы, которая хранится на центральном почтамте города, но прибыв туда, погибает - человек в черных перчатках душит женщину при помощи ее же собственного платка. «Это был коротышка!», «Парень в зеленом пиджаке!», «Здоровяк в черном плаще!» - свидетельства очевидцев, скорее, вносят излишнюю путаницу, а вовсе не помогают Перетти и его коллегам нарисовать образ убийцы. Разумеется, того же самого, что расправился с Парадизи и Свини… Какое отношение к происходящему имеет похищение и смерть Стефании, а также прошлое страхового агента? Быть может, смертный приговор был вынесен тем людям, которые этого заслуживали? Но кем именно, за что и почему?..

Giallo с хорошим сценарием, который более похож на сюжет к качественному детективу? Небеса упали на землю. На самом деле упали - потому что «Мой дорогой убийца» не имеет ничего общего с традиционной невнятицей, присущей историям, на которые в 70-е годы были так богаты итальянские околохорроры. Жестокие убийства (не обошлось даже без циркулярной пилы, а обезглавливание при помощи экскаватора - и вовсе шедевр, не визуальный, но пусть хотя бы концептуальный), психопат в черных перчатках, которого прекрасно знают его жертвы, поначалу даже не подозревая, что им грозит смертельная опасность. Все это очень похоже на giallo. Не похож только сюжет, который сделал бы честь и множеству фильмов, авторы которых вдохновлялись творчеством Хичкока, а также привлекали к работе над сценарием тех, кто готов был «нарисовать» качественный детектив. Причем, логичный, лишенный белых и черных дыр. С множеством твистов, сюрпризов, намекающий на одно, но в результате показывающий зрителю совсем другое. «Мой дорогой убийца» - тот фильм, который стоит смотреть, не отрываясь, хотя бы по той простой причине, что если оторваться, можно запросто потерять нить повествования, упустить из вида много важных деталей, не услышать того, что услышать стоило бы. То есть, упор делается вовсе не на обнаженку (а она здесь есть) и визуальное великолепие (которого здесь нет; не «Суспирия», знаете ли; хотя снят фильм почти безукоризненно), даже не на показную жестокость и распоротые глотки. Этот giallo - редкий образчик итальянского кино «в черных перчатках» и с «желтой обложкой», которое можно и нужно показывать своим близким, которые считают хоррор низкопробным кино, но с уважением относятся к хорошим триллерам и детективам. Диалогов, разговоров в «Моем дорогом убийце» не просто много, фактически фильм из них и состоит. Но, знаете, к тому, что говорят герои этой ленты, стоит прислушиваться. Чтобы понимать, что происходит. Потому что сюжетных линий - много. Действующих лиц - тоже. И важна каждая мелочь. Заношу эту работу в список лучших giallo семидесятых. Странно, что она до сих пор так и не стала культом - а ведь заслуживает того сполна. Или дело в том, что это совсем другое кино? Мы хорошо знаем ранние фильмы Ардженто, но даже его лучшие работы - если не считать визуальную составляющую - не идут ни в какое сравнение с «Моим дорогим убийцей». Считайте это рекомендацией, и не забывайте, что у вашего виска покачивается дуло пистолета. Смотрите или умрите ;-).

10/10

редкие фильмы, giallo, детектив, twist, 10 из 10, семидесятые, итальянский хоррор

Previous post Next post
Up