”Il profumo della signora in nero” (Аромат дамы в черном) (1974). Когда она была маленькой, в ее семье произошла трагедия. Но Сильвия Акерман, превратившая со временем в прелестную блондинку, и посвятившая всю себя работе в химической лаборатории, не помнит, как умер ее отец, не помнит и подробностей смерти своей матери. Или не хочет помнить. Теперь у нее другая жизнь, в которой немалую роль играет Роберто - с ним Сильвия встречается вот уже четыре месяца, и возможно он станет ее женихом. Станет, если девушка все же найдет в себе смелость сменить одного любовника на другого: ведь до сей поры ее любовью номер один была работа. Однажды Роберто приглашает Сильвию на встречу со своим давним знакомым, чернокожим профессором социологии по имени Энди, который хорошенько напугает девушку рассказами о ритуалах вуду - в шутку. Но осадок останется. Такой, что Сильвия впервые за всю свою сознательную жизнь не выйдет на работу, проспав до трех пополудни. «Для того чтобы проникнуть в сознание жертвы, требуется время и терпение. Происходит проверка душевного здоровья жертвы, ее способности не поддаваться слабости». Так говорил Энди. Его и других соплеменников профессора Сильвия периодически видит на улицах Рима. Как будто неслучайно. А в доме Роберто ей мерещится призрак женщины с флаконом духов в руке - женщины удивительным образом похожей на давно усопшую мать. Видения не оставляют Сильвию и в собственной квартире: то в спальне появляется мужчина, занимающийся сексом с Акерман-старшей, то цветы, подаренные соседкой (которая вскоре умрет при странных обстоятельствах), увянут под звук детского смеха. А затем в жизни Сильвии появится маленькая девочка, незваной гостьей пришедшая в ее дом, и напоминающая бедняжке уже не мать, а ее саму в детстве… Эта удивительная коллекция страхов и видений затем обретет свое отражение в реальности, и кульминация будет по-настоящему жуткой.
Знаковый фильм в истории итальянского жанрового кинематографа. В нем почти нет крови, нет большинства стандартных атрибутов тех фильмов, что были сняты в семидесятых годах прошлого века и помечены клеймом ”made in Italy”. Зато визуально это почти шедевр. Сравнимый, пожалуй, с «Отвращением» Романа Полански - в первую очередь, по своей сути. Безумие в четырех стенах, наследие детских травм. Только не черно-белое, а по-итальянски красочное, почти барочное. Намеки раздаются щедрой россыпью метафор, атмосфера сумасшествия сгущается вязкой тьмой, обволакивая зрителя ярко-красным, праздничным саваном. Сильвия странным образом ранит кисть о рукоятку теннисной ракетки во время дружеского матча с Энди, и почти сразу же видит маленькую белокурую девочку неподалеку от корта. Роберто звонит ей и отказывает во встрече, ссылаясь на занятость, а затем оказывается в собственной машине, пассажиры которой - вовсе не случайные для этих двоих персонажи. Рядом с Сильвией живет старик, который, кажется, участвует в некоем заговоре, хотя на первый взгляд выглядит безобидным фотографом, коллекционирующим изображения гиппопотамов - и только их. В одном из антикварных бутиков она видит старинную вазу, которая затем исчезает из продажи (где ее никогда и не было), а затем появляется у девушки дома в виде презента от безымянного дарителя. Затем фотография белокурой красавицы исчезает из фотосалона, и… Таких моментов более чем просто много. Часто возникает ощущение, будто режиссер и оператор большую часть времени съемок фильма были заняты лишь тем, чтобы погрузить зрителя в бездну безумия, не сильно задумываясь о его, безумия, сути. Однако позже все станет на свои места. Сюжет, поначалу кажущийся диковатым паззлом, ближе к финалу соберется во вполне понятную картину. Другой вопрос, что внятного сценария здесь могло и не быть: «Аромат…» построен, в первую очередь, на ярчайших визуальных образах. Это не фильм, а калейдоскоп кошмаров. Старт - в виде психодрамы, а потом - чернейший хоррор. С долей артхауса и экспериментального европейского кино. Снятого так, как не снилось и мистеру Сингху. Последние же минуты этой ленты просто убийственны. Отчего-то мне кажется, что «Аромат…» был источником немалого количества «фон триеров» 20-го и 21-го веков… А еще - здесь много от Бава-старшего, не говоря уже о явных параллелях с творчеством Полански. Похожий визуальный ряд будет позже использован в лучших работах Дарио Ардженто, что же касается сюжета, его отголоски слышны в шедеврах Лючио Фульчи и Николаса Роуга, снятых несколькими годами позже. Только не думайте, что перед вами классический италохоррор и, уж тем более, giallo. Так считают многие. И они ошибаются.
9/10