”Long Weekend” (Длинный уикэнд) (1978). Питер и Марша устали друг от друга. Настолько, что любая неосторожная фраза, брошенная одним из них, вызывает приступ ярости со стороны другого. Конфликты, ссоры разгораются на пустом месте, и чем дальше, тем чаще. Словом, эта пара на грани развода - он намечен на следующий вторник. Но маленькие ростки взаимной любви все еще теплятся в их сердцах, и они судорожно цепляются за любую возможность сохранить брак. Так, во всяком случае, думал Питер, и, как ему казалось, нашел хороший способ уберечь себя и Маршу от расставания.
Это поездка далеко за город. Только они вдвоем, палатка, любимая собака, и природа. Рядом - никого и ничего. Любое путешествие в ночи достаточно утомительно, тем более, если нервы на пределе. И, протирая глаза, Питер отвлекается от дороги, сфокусировавшись на ней вновь, когда было уже поздно: его «джип» сбивает кенгуру. Мужчина, впрочем, даже не подумал остановить машину - черт с ним, с глупым животным, ведь впереди еще много десятков километров пути. В лес, неподалеку от скотобойни, где можно разбить «дикарский» лагерь на берегу океана. Но в кромешной темноте Питеру и его супруге кажется, что их автомобиль наматывает один круг за другим, двигаясь по одному и тому же маршруту. Они ночуют в машине - а на утро понимают, что все же добрались до пункта назначения.
Девственная природа, шум прибоя, мягкий песок. Вот только эти муравьи… Потравить всех гадов химией! Вот только эти чайки… Почему бы не подстрелить одну-другую? А потом выбросить бутылку с крепким пойлом в воду - она, вода, все стерпит. Напившись, можно выпустить десяток пуль по зарослям - слишком много звуков природы для городского уха. Но очень скоро Питер и Марша понимают, что они - вовсе не хозяева этих мест, а их рабы. Из вод океана собака приносит странную куклу. Рядом с лицом Марши в дерево вонзается стрела, пущенная из невидимого лука. На пляже неподалеку виднеется старый фургон, но нет даже тени его обитателей. Природа начинает играть с этими двоими странные и злые шутки. А Питер и его жена только и рады разжечь огонь очередной войны и отдаться во власть выжигающего души безумия…
Есть такой термин как ”ozploitation”. Знаете? К этой категории фильмов привычно относят все малобюджетные хорроры, снятые в Австралии и Новой Зеландии. Чаще - те, что появились на свет в семидесятых годах, хотя и в 2000-х обнаружилось немало достойных «потомков». Малобюджетные - не значит плохие или откровенно любительские. «Длинный уикэнд» - как раз из этой породы. В 2008 году был снят римейк. Который удивительным образом оказался сильнейшей, даже по внежанровым меркам, лентой. Возможно из-за режиссера, знающего толк в хоррорах, которые могут испугать, увлечь без всякого 3D, лавины спецэффектов и прочих особенностей «ужасов» 21-го века. Возможно, из-за игры Джима Кэвизела, того самого Кэвизела, что перенес на экран образ Христа в псевдоисторическом шедевре Мэла Гибсона. Кстати, австралийца.
То есть, дубль 2 был хорош! Так я считал, пока не ознакомился с дублем за номером 1. «Длинный уикэнд» не кажется устаревшим. Тогда зачем римейк? Я знаю, зачем: чтобы переиграть историю, о которой знали единицы, десятки, сотни, но не миллионы. Этот фильм - о природе, и о человеке. Здесь нет визуальных ужасов. Намеки и чистая психология, ничего более. Не считая мощнейшего саспенса. Если вы смотрите на Питера и Маршу с омерзением, считаете их выродками, я рекомендую вам (как и себе) вспомнить о том, как любой из нас ведет себя на лоне природы. Многие убирают за собой мусор? Прекрасно! Но неужто никто не жег в детстве муравейники, не обрывал крылья бабочкам, не стрелял по птицам вместо бутылок, уже будучи взрослыми людьми?
Современный homo sapiens сильно контрастирует с окружающим миром, как бы многие не лебезили на тему «о, что за чудесный воздух!», выбираясь на природу и разжигая в лесах костры, прокладывая новые дороги на мощных внедорожниках, как бы «зеленые» не пытались закрывать нефтяные вышки, ездя при этом на машинах с бензиновыми двигателями. Мы стали чужими на планете. А планета стала нам чужой. «Длинный уикэнд» - по сути, визуализация этой старой-новой мысли. С примесью мистики - но мистики вполне реальной. Жаль только одного: того, что все посмотревшие фильм определенно вынесут смертный приговор Питеру и Марше, забыв о собственных грехах и грешках. Не просто рекомендуется, а обязательно к просмотру. Всем, кому небезразлично хорошее кино вне жанров.
10/10