“Grotesque” (Гротеск) (1988). На экране виден дом и всполохи молний. Слышен также донельзя странный монолог в исполнении старухи, обращенный к некому Джону. Вскоре появляется и сам Джон - великан с чудовищно изуродованным лицом, который быстро и почти безболезненно избавляет женщину от смертельной болезни под названием жизнь. Занавес, аплодисменты. Это был всего лишь фильм, очередной фильм, в работе над которым принял участие Орвилл Крюгер, именитый мастер по гриму и спецэффектам. После предпремьерного показа он надеется вновь уехать за город, в свой любимый домик в горах, подальше от голливудской суеты. Туда же направляется его дочь, Лиса, вместе с подругой по имени Кэти - девушки собираются провести уикэнд на природе, в местах, где все местные «чертовски дружелюбны». Например, как те семеро панков во главе с психованным типом по имени Скрэтч, что перегородили дорогу и намеревались пересесть из своего сломанного фургона в машину Лисы - да не получилось. Однако получится позже. После того, как Кэти познакомится с семьей своей подруги: ее очаровательным отцом, который обожает пугать домашних, явившись им в том или ином костюме монстра, его любимой и любящей женой. За бортом остается разве что только Патрик. Он тоже живет в этом доме. Но кто это - или что это? Нет ответа. Тем временем, наступает ночь, и в особняке мастера по спецэффектам объявляются уже знакомые нам панки. Рассчитывая на то, что голливудская «звезда» складирует в чулане сотни золотых слитков, они намерены поживиться денежными накоплениями Крюгера-старшего, однако, к немалому своему удивлению, быстро выясняют, что денег в доме нет - эта семья откровенно небогата. В порыве ярости молодые выродки убивают сначала Орвилла, затем его жену, следом - Кэти. Настал бы черед и Лисы, однако именно в тот момент, когда она должна была бы умереть, из заточения выбирается Патрик…
Еще один хоррор из категории «забытых жемчужин жанра». Его снял Джо Торнаторе, который шесть годами позже отметился исключительно атмосферным «жутиком» под названием «Хранитель призрака» - и этих двух фильмов достаточно для того, чтобы сожалеть, что карьера мистера Торнаторе откровенно скисла, не успев даже начаться. Всего лишь шесть фильмов, снятых в промежуток с 1976 года по 1999-й. О которых мало кто знает. А зря! «Гротеск» - очень интересный образчик жанрового кино. Он начинается как хоррор о классическом противостоянии «добропорядочных яппи», у которых, впрочем, хватает своих темных секретов, и безумной группки молодежи, «по которой плачет тюрьма» - так панков характеризует ближайший приятель Орвилла. Затем стартует слэшер с оттенком exploitation’а а-ля «Я жажду твоей крови». Потом - снова слэшер, на сей раз почти чистокровный, с участием натурального урода во плоти. Правда, злодеем его не назвать, он выступает на стороне «добрых сил». А следом - но хватит, спойлеров и так уже в избытке. Главное, что фильм можно назвать своего рода кинематографическим хамелеоном - ждешь чего-то одного, получаешь это, но затем сюжетная канва мигрирует на совершенно иные территории. Значит, интересно. Значит, скучать не приходится. А главное - попраны законы жанра, нет того количества штампов, что полагались «Гротеску» по праву. Словом, «креативненько». Добавлю к списку достоинств хороших актеров, от Линды Блэр до Тэба Хантера, плюс совсем еще молодого Роберта З’Дара, который к 1988 году пока еще не отрастил ту челюсть, благодаря которой он стал известен позже, замечательные локации и… А вот тут проблема. Хотелось сказать: достаточно высокий уровень режиссуры и актерской игры. Но хорошим актерам играть нечего, в их уста вставлены совершенно идиотские диалоги (достаточно одной лишь сцены с «плохим и хорошим полицейским»), и тем разительнее контраст с чудовищным переигрыванием «панков», из которых больше всего старается, конечно же, Скрэтч. Смерти не впечатляют (хотя они вполне реальны в данной конкретной ситуации), грим «урода» оставляет желать лучшего, а предфинальный твист (третий по счету из четырех!) совершенно не дружит с логикой. Хорошо или плохо? Скорее, хорошо - если пропустить первые 5-7 минут невменяемого пролога, то оторваться от экрана будет сложно. Однако и удивляться придется немало, говоря “WTF?!” и тыкая пальцем в воображаемый трупик сценариста. Интересный и редкий фильм родом из восьмидесятых, с диковатым сюжетом и кучей ляпов. Но - найдите его, и посмотрите. Как минимум, «Гротеск» не похож на большинство своих «собратьев».
6,5/10