"Amoklauf" (Одержимость) (1994)

Dec 16, 2011 00:05


"Amoklauf" (Одержимость) (1994). По пустынному шоссе катится велосипед, за рулем которого - рыжеволосая девушка. Близ дороги - поле, полное ржи, в которой может скрыться кто угодно - и что угодно. Включая психопата-убийцу, который выбирает жертв совершенно случайным образом. Кто попал в его поле зрения, тот и умер. На сей раз смерть приняла та самая рыжеволосая красавица, виновная лишь в том, что оказалась в неправильном месте в неправильное время. А тот, кто отнял у нее жизнь, вернулся домой. В маленькую каморку, где постоянно ревет телевизор, перед которым стоит старая кровать. Это - все удовольствия убийцы, вся его жизнь. Просмотр порно, передач вроде «Кто хочет быть миллионером?», мастурбация. Существование абсолютно пустое. Ему никто не нужен. Он - часть социума, но лишь внешне. Общается с людьми тогда, когда следует. В остальное время он одинок, и рад своему одиночеству. Но для того, чтобы разогнать кровь, взбодрить мозг - ему нужна кровь. Острые ощущения. Которые он и получает, убивая одну овцу за другой, чувствуя себя не просто волком, а натуральным оборотнем, которого никто и никогда не заподозрил бы в действиях, противоречащих немецкому уголовному кодексу. Нет начала и нет конца. Есть только кровь, боль. И большой-большой нож.

Представьте себе, что вам надоела ваша соседка по общежитию. Вы ее практически не видите. Но она где-то рядом. Каждую ночь. Приходит в свою комнату, что находится аккурат напротив вашей. Потом вы ее убиваете. Приносите стремительно холодеющий труп к себе домой. Смотрите порно-фильмы. И изредка бросаете взгляд на обезображенный девичий труп, который лежит рядом с вами. Бутгерайт? Нет, Уве Болл. «Одержимость» была одним из первых его фильмов. Никаких компьютерных игр, никаких экранизаций, только собственные фантазии, свой, ни на что не похожий сюжет. Стоп. Похожий, да еще как! Мы это видели в «Шрамме». И во многих других хоррорах. Но не видели в исполнении автора «Дома мертвых» и «Бладрейн», что через много лет стал самым ненавидимым в блогосфере режиссером современного низкобюджетного кино. Я плевать хотел на тех, кто считает фильмы Болла шлаком, даже их не смотря. Это хороший ремесленник, и многие его работы кажутся мне более чем привлекательными. Начиная с того же «Дома мертвых» и заканчивая «Стоиком». Но тогда, в 1994-м, о нем никто не знал, тогда, в 1994-м, не было интернета, и тогда, в 1994-м, Уве только начинал свой путь в кинематографе. С чистого хоррора. Никакой пощады зрителю, эксперимент во славу эксперимента, тотальный андерграунд. Почти нет слов, диалогов - тем более. И - получилось. Я смотрел «Одержимость» на немецком. Языке, которого я не знаю. Других вариантов, увы, нет - русских, английских, испанских субтитров не найти. Слишком штучный продукт. Однако это не мешает понять буквально все, что происходит в кадре.

Слабая работа? Нет. Дешевая? Да. Но абсолютно профессиональная. Если фильмы Бутгерайта во многом отличает недостаток бюджета, что сразу же видно - то здесь каждая копейка, в лучших немецких традициях, была использована по назначению. Прекрасная операторская работа. Каждая мелочь кажется важной. Продуманный сценарий. Мрачно булькающий саундтрэк. Запоминающийся ублюдок, что является главным героем. Впрочем, ублюдок ли? Множество нелицеприятных кадров. И при этом - ни малейшего намека на то, что Болл хотел шокировать зрителя. Нет натужной показухи, эпатажа. Есть история. И ее вам расскажут. Нравится она вам, или нет - ваша проблема. Не режиссера. Во многом экспериментальный фильм, часто бьющий четко в болевую точку своей атмосферой, визуальными решениями, а не жестокостью или экшеном. Тем более, что гурман, требующий отборного «мяса», его в ходе этих 50 с небольшим минут не получит, и, вполне возможно, сильно расстроится. Определенно интересная работа, которая не имеет ничего общего с тем, что Болл снимает сейчас под видом чистого трэша или экранизации компьютерных игр. Зато ясно и понятно, откуда растут ноги у «Сида», «Стоика», «Сердца Америки», «Неистовства», «Сумрака разума» и других, совершенно замечательных фильмов Уве. Все началось именно с «Одержимости». Хорошее кино - но далеко не для всех.

7,5/10

редкие фильмы, немецкий хоррор, психопат, underground, микробюджетный хоррор, уве болл

Previous post Next post
Up