“The Hound of the Baskervilles” (Собака Баскервиллей) (1959). В стародавние времена, в графстве Девоншир, близ деревушки Гримпен, жил-был сэр Хьюго Баскервилль. Нрава он был лютого, Бога не боялся, и в его родовом имении постоянно гремели шумные пирушки. Одна из которых закончилась натуральной трагедией: дочь фермера, которой пьяная свора во главе с самим Хьюго отводила роль главного блюда вечера, узнав о том, что ее отца чуть было не сожгли заживо, рискуя жизнью спустилась со второго этажа поместья, цепляясь за плющ, и отправилась бежать в сторону смертельно опасных болот. По следу жертвы Хьюго спустил собак, но в определенный момент погони те отчего-то стушевались и бросились прочь, жалобно скуля. Но Баскервилля это не остановило: он обнаружил беглянку в старых развалинах по центру трясины, хладнокровно ее зарезал, но - минутой позже сам пал жертвой неведомого чудовища. С тех пор, говорят, все мужчины из этого рода умирали не своей смертью. Как, например, Чарльз Баскервилль, которого старуха с косой забрала в загробный мир близ его имения. Он умер от разрыва сердца, что не выдержало отчаянного бега. И ужаса. Близкий друг покойного, доктор Мортимер, уверен, что Чарльза до смерти испугала дьявольская собака, вернее, некий ее призрак, что преследует всех Баскервиллей. Впрочем, легендарный сыщик Шерлок Холмс, к которому Мортимер обратился за помощью, в сверхъестественное не верит, но все же отправляет вместе с доктором и наследником Баскервилль-холла сэром Генри своего лучшего друга и помощника доктора Уотсона в Девоншир, а потом и сам подключается к расследованию: ведь по гримпенской трясине действительно бродит смерть…
Раз, два, три, четыре. Уф! Пора бы и передохнуть: в деле знакомства с экранизациями самой известной повести о Холмсе и Уотсоне я взял слишком хороший темп. Позади - откровенно слабая поделка советских времен, напрочь испорченная привкусом комедийности и паясничающими актерами, а также две замечательных британских постановки, одна - 1983-го, другая - 2002-го года выпуска. Пришло время для куда более старой «Собаки». Классического фильма 1959 года. Производства студии Хаммер и Теренса Фишера. Роль Холмса исполнил Питер Кашинг, а роль сэра Генри - сам Кристофер Ли. У этой ленты были все шансы стать наиболее жуткой (в хорошем смысле слова) экранизацией повести Конан Дойла, но - увы. Спору нет, вышеозначенные легенды кино стали лучшим Холмсом и лучшим Генри Баскервиллем за весь 20-й век - говорю это, будучи знакомым примерно с сотней различных экранизаций рассказов Конан Дойла, от черно-белых до современных, от тех, что практически дословно воспроизводили литературный первоисточник на экране, до «вариаций на тему». Второй и однозначный плюс хаммеровской постановки: наглость сценариста. Бэрил здесь вовсе не та, что в книге, да и вовсе она не Бэрил. Появляется эпизод с тарантулом и заброшенной шахтой, прибавляют в числе второстепенные герои, среди которых - пьянчуга-епископ и извозчик Перкинс. Более того, сделан упор на детективную завязку: даже зная, кто на самом деле убийца, подозреваешь то Мортимера, то самого Генри… Впрочем, будут сюрпризы и в самом финале. Портит эту картину полное отсутствие какой бы то ни было атмосферы. И это Хаммер! Но факт остается фактом. Не идет на пользу экранизации и чрезмерное количество декораций, которые всем своим видом говорят: да, мы декорации, причем театрально-студийного толка! Хоррора, в отличие от фильма 2002 года, нет в принципе. И, признаться, часто становится скучно. Приятное глазу кино (еще бы, с такими-то актерищами!), но явно не классика жанра.
6/10