“The Shrine” (Гробница) (2010). Кармен - юная амбициозная журналистка, которой вовсе не улыбается идея шефа о том, чтобы сделать репортаж о пчелах, что массово вымирают на одной из ферм. Девушке кажется, что ЕЁ тема - намного интереснее. Суть - в пропаже молодого человека из Америки, который отправился в путешествие по Восточной Европе, где и сгинул. Эрик Тейлор. Так звали пропавшего. И ладно бы в польской глуши исчез только один американский турист. Кармен нашла упоминания о пятерых. За 50 лет. В одном и том же месте. Тейлора, к слову, так и не нашли. Только его багаж. Причем, в Чехии, границу c которой молодой человек, если верить его дневнику, никогда не пересекал. В ночь после знакомства с Лори Тейлор, матерью пропавшего, Кармен снится кошмар: в своей собственной комнате она видит Эрика. Мертвого. С обезображенным лицом. Перепачканного собственной кровью. «Оставьте меня в покое», - вопит призрак. А Кармен просыпается. Теперь пчелы ее тем более не интересуют. Не предупредив шефа, она уезжает в Европу, прихватив с собой двоих коллег: фотографа и, по совместительству, собственного бойфренда Маркуса, а также Сару, журналистку из того же издания, на которое до сегодняшнего дня трудилась и Кармен. Они приезжают в крохотную польскую деревушку, где местные жители и духовники, кажется, не слишком рады незнакомцам. Краткий визит в это Богом проклятое поселение заканчивается тем, что троицу чуть ли не силой выдворяют прочь из деревни. Но Кармен, как мы помним, амбициозна и настойчива. И пока она не поймет, что же здесь происходит, в Америку она не вернется. Внимание журналистки привлекает странный дым над лесом близ деревушки. Даже не дым. Что-то, чего Кармен прежде никогда в своей жизни не видела. Трое отправляются в лес, и там их взору открывается ряд серых, мертвых деревьев. И туман. Настолько густой, что его, кажется, можно потрогать. А следом - каменное изваяние жуткой твари. Голова которой непостижимым образом поворачивается вслед за движениями Кармен. Из невидящих глазниц монструозного идола сочится кровь, а в руке бьется мертвое человеческое сердце…
ЭТО - не «Хостел». ЭТО - страшнее. А ведь из синопсиса явно следовало: получите новый образчик “torture porn” и распишитесь. К счастью, авторы фильма припрятали в рукавах немало козырей, коими удачно воспользовались ровно тогда, когда это было нужно. Кстати, об авторах. «Гробницу» снял Джон Кнаутц, тремя годами ранее обрадовавший «жанровую» общественность блестящей комедией ужасов - про «Джека Брукса, истребителя монстров». Между прочим, Тревор Мэттьюз, сыгравший тогда Джека, отметился и в новой работе Кнаутца - на сей раз в виде Хенрика, одного из сумасшедших поляков (отмечу, впрочем, что его польский не слишком-то хорош). В отличие от «Истребителя…», в «Гробнице» нет ни единого намека на юмор. Черный, белый или серый. Это чистый хоррор. Тягучий, вязкий, атмосферный. Снятый в лучших традициях жанра. А, значит, вам будет страшно. Или, как минимум, не по себе. Гарантирую это, исходя из собственного опыта знакомства с «Гробницей». Это не «Астрал», но по уровню напряжения, саспенса, чистого, незамутненного страха - творение Кнаутца недалеко ушло от последнего фильма Джеймса Вана. В принципе, здесь есть все необходимое, чтобы удовлетворить любого хоррормана, предпочитающего тоннам «мяса» атмосферу и воплощенный в целлулоиде ужас. Быстрый старт. Включая обязательную сцену в душевой. Яркие, запоминающиеся персонажи. Что касается и «хороших», и «плохих». Блестящие локации. Немного восточно-европейской «экзотики» и умилительной «клюквы». Тайна. Загадка. Прекрасный грим и спецэффекты. Небанальный сюжет. Прекрасно выстроенные диалоги, коих в фильме ровно столько, сколько необходимо для нормального развития сценарного плана. А сцена первого убийства в подземной темнице бьет по разуму так, как не снилось большинству смертей в «Пиле» - и, заметьте, дело исключительно в психологическом восприятии, а не в рвотном рефлексе при виде выпотрошенных кишок. Впрочем, и с жестокостью проблем нет. «Гробница» - хоррор, который не только увлекает с первых же минут и действенно пугает, важно то, что он не кажется насквозь заштампованным продуктом, которым, в частности, был и замечательный по всем статьям «Астрал». В паре с «Жестоким видом» новый фильм Кнаутца - один из лучших образцов жанра последних лет.
8,5/10
Обзор подготовлен специально для портала
"Библиотека ужасов".