“The Reptile” (Рептилия) (1966)

Jun 12, 2011 14:07


“The Reptile” (Рептилия) (1966). В маленькой корнуэльской деревушке странной смертью умирает Чарльз Сполдинг. Единственным родственником погибшему приходится отставной военный Гари Сполдинг, который немедля приезжает в британскую глухомань вместе с обожаемой женой Валерии, чтобы вступить в права наследства. Правда, «наследство» - сильно сказано. Ценные бумаги Чарльза не стоят и шиллинга, единственное, что у него оставалось на момент смерти - это небольшой дом близ болот. В нем-то и собирается поселиться Гари вместе с супругой. Прибыв на место, Сполдинг пытается узнать дорогу к коттеджу у местных выпивох, но те, вместо ответа, молчаливо покидают деревенскую таверну. В качестве живой карты выступит бармен по имени Том. И скоро взору супругов откроется очаровательный дом с живописным садом, раскинувшимся у дверей и окон. Вот только внутри - сплошной бардак. Местные? Нет, они, как один, клянутся, что даже за все золото мира и на шаг не приблизятся к этому «проклятому месту». В первый же вечер Сполдинги знакомятся с загадочным доктором Франклином, коттедж которого находится по другую сторону болот. Этот нелюдимый, хмурый джентльмен заглянул к Гари и Валери в поисках своей дочери, Анны. Но, не найдя ее, он быстро отбудет восвояси. На следующий день первым и единственным гостем новых хозяев старого дома станет деревенский пьяница, Чокнутый Питер. «А, вы брат того, кого ОНИ убили!» - молвит старик. А затем пытается уверить Гари в том, что это место - сущее ЗЛО. Затем якобы слышит что-то, странные звуки, те же самые, что он, по его словам, слышал в день смерти Чарльза. И сбегает. Только лишь, чтобы вновь объявиться у окон нового жилища Сполдинга. Ночью. Уже другим. Опухшее лицо в черных разводах. Белая пена изо рта. Питера больше нет. Говорят, это «черная смерть». Та же, от которой умер брат Гари. Та же, от которой умерло и несколько деревенских прежде него. Вскоре Сполдинги наведываются в гости к доктору Франклину, и понимают, что долгие годы, проведенные им в Азии, - и есть ключ к разгадке происходящего. Сам того не желая, этот человек навлек на себя страшное проклятье, которое обрело плоть в лице его очаровательной дочери…

Британский хоррор и студия «Хаммер». К сожалению, далеко не всегда это является синонимом живой киноклассики «ужасняцкого жанра». «Рептилию» снял Джон Гиллинг, тот же самый человек, которому мы обязаны появлением на свет настоящего шедевра легендарной киностудии - «Чумы зомби». Более того, эти фильмы снимались практически бок о бок, пересекаются не только локации, но и актерский состав. Столь же блестящего продукта, как вышеназванная «Чума…», второй раз не получилось. Но то, что фильм - отменный, и то, что он достоин пристальнейшего внимания, а затем - и восторга со стороны любителей старого, «настоящего», британского хоррора, не подлежит сомнению. Главное в этой работе - атмосфера. Плюс немного классического “monster-movie” и даже чуть-чуть Лавкрафта. Местами мне невольно вспоминался замечательный фильм авторства AIP, известный у нас под названием «Умри, монстр, умри!». Но возможно, то лишь игра моего воспаленного воображения. В «Рептилии» - еще один плюс - достаточно сильна загадка. Понятно, что обложка DVD и прилагающаяся к ней аннотация - самый натуральный спойлер, из которого явно следует, что люди будут умирать от руки (вернее, зубов) смертоносной рептилии, возродившейся в теле юной девушки. Анны, да. Это понятно с самого начала. Но догадаться о том, что же происходит в фильме, не глядя на обложку и не читая синопсис, достаточно непросто. А, даже поглядев и прочитав, не всякий поймет, почему же Анна стала именно такой, какой она стала, кем на самом деле является слуга Франлина, и каковы цели самого доктора. Интересна и легенда, суть которой, если позволите, я раскрывать не буду. Так что, извольте - здесь есть, где пораскинуть мозгами. К счастью, не в буквальном смысле. Крови в «Рептилии» - минимум. Обнаженных тел - нет вовсе. Грим откровенно похабен - «зверушка» совершенно не пугает, НО! Благодаря грамотно выстроенному саспенсу, замечательной игре не самых последних актеров, прекрасным локациям, мощной атмосфере - облик «человеко-змеи» не вызывает смешков, скорее, он воспринимается как досадная неприятность в рамках по-настоящему увлекательного, неглупого, мрачного хоррора. «Рептилия» - не лучшее творение студии «Хаммер». Но более чем достойное. Даже сегодня, в 2011-ом, эта лента, снятая без малого 45 лет назад, когда многих из нас еще не было на белом свете, может заинтриговать, а после финальных титров - спровоцировать зрителя на единственно возможную вербальную реакцию: «Класс!».

7,5/10

монстр, лавкрафт, британский хоррор, хаммер, мутант, рептилия, monster-movie, классика жанра

Previous post Next post
Up