“La Maschera del Demonio” (Маска Сатаны) (1960)

May 10, 2011 19:21


“La Maschera del Demonio” (Маска Сатаны) (1960). В семнадцатом веке на молдавской земле балом правили суеверия - и костры. Тамошний люд до смерти боялся кровопийц, и с радостью предавал суду своих близких, едва лишь заподозрив их в колдовстве. Так умерла прекрасная Аза из рода Вайды и ее любимый - принц Игорь Явутич. Григорий, родной брат Азы, надевает ей на лицо бронзовую «маску Сатаны», уродуя плоть встроенными изнутри шипами, а затем тело девушки оказывается во власти огня. Но прежде чем умереть, ведьма проклинает Григория, обещая вернуться, чтобы до скончания веков нести людям страдания, и в первую очередь: внукам и правнукам своего убийцы. Не успевает костер сожрать тело девушки, как - будто бы по велению самого Сатаны - на землю обрушивается страшный ливень, что за считанные секунды гасит костер. Однако Явутич и его любовница умерли, и умерли ужасной смертью. Тело Азы похоронили в фамильном склепе, а труп Игоря - на кладбище для преступников, засыпав гроб неосвященной землей. С тех пор минуло два века. И новый виток кошмара стартует благодаря чужакам: профессору Круважану и его ассистенту, Андрею, что едут на перекладных через Миргород в Москву. Ученый муж требует, чтобы возница свернул с проторенного пути и срезал дорогу через лес, где якобы водятся упыри. Там у кареты отваливается колесо, и пока незадачливый кучер занят ремонтом, двоица пассажиров отправляется на осмотр «достопримечательностей». В частности, склепа, в котором до сих пор покоится тело Азы, странным образом не тронутое тленом. Профессор случайно ранит руку, окропляя «маску», по-прежнему скрывающую лицо ведьмы, своей кровью, а затем… подвергается нападению обезумевшей летучей мыши. Там же, в тот же вечер двое странников встречают красавицу Катю, принцессу Вайда, точь-в-точь похожую как на Азу, так и на свою родственницу, Машу, которая умерла в тот же день, что и легендарная колдунья, сожженная на костре в 17-м веке. Отец Кати преисполнен дурными предчувствиями, он видит смерть в бокале вина, на картине; ужасные предзнаменования грядущего кошмара следуют одно за другим. И он не заставляет себя ждать. Профессор быстро превращается в слугу Азы. Умирает отец Кати, а над ней самой нависает смертельная опасность. И Андрею, что с первого взгляда влюбился в девушку, придется пройти все круги ада, чтобы загнать вернувшуюся из мертвых ведьму обратно в Преисподнюю, сохранив при этом жизнь и самому себе, и принцессе…

«Маска Сатаны» - вольная экранизация легендарной повести Николая Васильевича Гоголя. Раз. Дебютная работа классика итальянской школы ужасов Марио Бава. Два. Думаю, не сильно ошибусь, назвав этот фильм одним из наиболее ярких его творений, если не самым ярким, пред которым меркнет даже гений «Трех ликов страха». Не зря «Маска Сатаны» считается культом - в квадрате, в кубе! Классикой как готического хоррора, так и хоррора вообще. Для этого есть все предпосылки. Подумать только, эта лента была снята в шестидесятом году прошлого века! Пятьдесят один год назад! Но мало кому удалось снять картину столь же атмосферную, мрачную, пугающую, затягивающую, словно болото… за тот огромный временной промежуток, что случился между выходом на экраны «Маски Сатаны» и годом 2011-м. Фильм черно-белый, но я бы не назвал это недостатком или явным анахронизмом, напротив, «цвет» бы только помешал общему восприятию, или, как минимум, снизил эффект той концентрированной жути, которой полна эта лента. Да, это ископаемое, реликт, древность. Но - пугает жестче, сильнее, качественнее и эффектнее большинства современных хорроров, пусть даже снятых самыми талантливыми творцами от целлулоида. Блестящие декорации. Роскошная операторская работа (что, впрочем, привычно для Бава-старшего). Склепы, замки, леса и кладбища. Суеверия, родовое проклятье и древние легенды. Первоклассный литературный первоисточник, от которого, справедливости ради, остались лишь «рожки, да ножки». Замечательная игра актеров, среди которых традиционно блистает красавица Барбара Стил, позже ставшая иконой еврохоррора. А сцена воскрешения Игоря! А первая встреча профессора с Азой! А поездка через проклятый лес, а визит в древний склеп! Безупречный сценарий, безупречные диалоги, безупречные локации, безупречная режиссура, безупречный грим. И, черт возьми, атмосфера, ныне утерянная за голливудским лоском, шматами «мяса» и водопадами крови. Этот фильм не отпускает ни на секунду, в нем нет ни единого лишнего кадра, он завораживает, пугает и запоминается на долгие годы. На счету великого Марио были откровенные провалы. Малоинтересные фильмы. Середнячки, украшенные гениальной «картинкой». Но были и шедевры. Как минимум, два. «Маска Сатаны» - один из них. Просто поверьте тем, кто с пеной на устах утверждает: эта работа - культ, икона жанра, вечная классика. У настоящих жемчужин хоррора нет сроков годности, они вечно привлекательны, всегда интересны. Скажете, слишком много восторгов? По делу. Заслуженно. Истинная правда.

10/10

марио бава, экранизация, вампиры, ведьма, восточная европа, дебют, 10 из 10, готический хоррор, классика жанра

Previous post Next post
Up