“La Casa Muda” (Немой дом) (2010)

Mar 18, 2011 15:30


“La Casa Muda” (Немой дом) (2010). Уилсон и его дочь Лора приезжают в уругвайскую глубинку с целью немного заработать: в течение нескольких дней они должны привести в порядок старый дом. Нестор, хороший знакомый наших героев, выставил его на продажу и практически сразу же нашел покупателя, а потому - время не ждет. Здесь есть над чем поработать: забитые досками окна, сорняки, живописно раскинувшиеся возле крыльца и окон, толстый слой грязи и пыль - вместо ковра. Если такая красота открывается взору гостей на первом этаже, то что же ждет Уилсона и Лору на втором? К слову, о втором. Ближе к ночи, когда ее отец уже начинает видеть первые сны, девушке чудятся странные звуки, раздающиеся сверху. И не снаружи, а изнутри дома! Грохот, шаги, лязг и скрежет. И что-то еще, не поддающееся идентификации. Лора будит Уилсона и просит его проверить, что за незваный гость внезапно объявился в старом особняке. Мужчина, даже и не подозревая, что за опасность его ждет, отправляется наверх, и… Грохот усиливается, приобретая совершенно инфернальные интонации. А потом Лора находит своего отца без чувств - или мертвым? В крови - похоже, что собственной. В этом здании не работают телефоны. Входная дверь - словно замурована. Нестор? А что Нестор? Он появится и исчезнет так же быстро, как и Уилсон. В никуда. Во тьму. Девушке придется пережить эту ночь ЗДЕСЬ. Вместе с тем ужасом, что живет на втором этаже.

Практически в каждой стране мира существует свой хоррор-кинематограф. Только мы о нем, как правило, не знаем. А если и узнаём, то лишь благодаря грамотной работе пиарщиков, восторженным постингам на зарубежных форумах и статьям в профильных изданиях на испанском, английском и французском языках. Наконец, по той простой причине, что мало кому известный фильм, снятый мало кому известными кинематографистами в стране, никогда не славившейся производством качественных «жутиков», внезапно замечают в Голливуде и лепят очередной римейк. Именно поэтому «Немой дом» получил какую-никакую известность за пределами родного Уругвая - что-то новенькое, уже не привычная Испания в паре с Норвегией, не правда ли? Факт: не успел Густаво Эрнандез снять свой дебютный фильм, как спустя ровно двенадцать месяцев на экраны вышла его американская версия. Сравнить не получится - «Немой дом» родом из США я по понятным причинам смотреть не собираюсь (ибо делаю это только в случае с американскими римейками азиатских хорроров - и то, лишь потому, что не различаю имена и лица японцев, китайцев, корейцев, что делает просмотр несколько затруднительным), но о «Немом доме» “made in Uruguay” таки замолвлю словечко. Говорить придется недолго. Фильм снят одним (!) 72-минутным дублем, из локаций - только старый и до чертиков жуткий дом, героев - всего трое (если не сказать, что одна, ибо Уилсон и Нестор быстро выбывает из игры). Бюджет - чуть менее шести тысяч американских долларов, минимализм - тотальный, абсолютный, бескомпромиссный.

Что не мешает господину Эрнандезу нагонять такой жути, что не снилась и «Репортажу». А всего-то и нужно: качественно подобрать звуки, превратить обыкновенный особняк в обитель неведомого зла, заставить сыграть героиню так, будто ее жизнь действительно висит на волоске, а также жестоко и ежесекундно измываться над зрителем, провоцируя его постоянно задавать себе вопрос: «Что же, дьявол, здесь происходит?!». Плюс максимум «пугалок», действующих по принципу эффекта неожиданности. Тихая, едва заметная музыка, создающая буквально осязаемую атмосферу 200-процентного ужаса - без имени и лица. Другой вопрос, что о многом можно догадаться, даже не читая рецензий, тех, что украшены совершенно убийственными спойлерами. Вернее, не о многом. Обо всем. И это несколько портит впечатление от фильма, который поначалу хочется назвать жанровым шедевром. Если вы хотите сравнений, то они у меня есть: это «Они», «Репортаж», «Незнакомцы» и недавняя «Паранормальная активность». Но учтите, не следует искать сюжетных параллелей. Речь исключительно о восприятии. Притом что «Немой дом» - пожалуй, даже эффектнее и страшнее вышеназванных лент. Работа получилась на диво крепкой, лишний раз подтверждая известное правило: не важно, сколько у тебя денег, важно, как работает твой мозг и воображение, не важно, живешь ты в США или Уругвае, важно, хорош ли ты как режиссер. Создать много из ничего - это в свое время удалось Сэму Рэйми и Питеру Джексону. По их стопам пошел и Густаво Эрнандез. Главное, чтобы он не свернул с правильного пути.

8,5/10

репортаж, тайна, псевдодокументалистика, twist, заброшенный дом, саспенс, римейк

Previous post Next post
Up