«Прикосновение» (1992)

Feb 21, 2011 14:03


«Прикосновение» (1992). Однажды ночью в одной из московских квартир происходит страшное: Ольга Мальцева, молодая еще женщина, сводит счеты с жизнью, воспользовавшись старой бритвой - а прежде душит собственного сына, маленького Колю. Ответственным за расследование назначают следователя по особо важным делам Андрея Константиновича. Он сразу же узнает, что у Ольги был любовник, некто Юрий - и в беседе с Андреем этот человек первым делом спрашивает о смерти Мальцевой и убийстве ее сына. Он не догадался, он знал. Мужчина до смерти испуган, более того, он уверен - возьмись молодой следователь за это дело, оно станет для него последним. В тот же день Юрия находят повешенным. Еще один случай суицида. Тем временем, на похоронах Ольги Андрей знакомится с ее сестрой, очаровательной Мариной, и ее дочерью Настей. Между молодыми людьми мигом пробегает искра, и вот уже следователь напрашивается к девушке в гости под предлогом «подежурить» - ведь Марина успела рассказать ему об отце. Николай Ильич бывал у Ольги практически ежедневно, уговаривая ее свести счеты с жизнью и забрать с собой сына. Приходил он и к Марине. Психопат? Безумец? Нет, уважаемый человек, прекрасный отец и любящий муж. Он был таким вплоть до своей смерти, что случилась 12 лет назад. Марина уверена: Мальцев-старший - один из так называемых «форзи», мертвецов, возвращающихся в мир живых, чтобы увести в мир иной своих близких. Андрей до поры до времени будет уверен в том, что все это - дело рук некоей организации, использующей гипноз и матерого экстрасенса. Но очень скоро он сам увидит закутанный в саван труп Николая Ильича, и очень скоро ему придется заключить с «форзи» сделку, чтобы спасти умирающую Настю…

«Прикосновение» (снятое, к слову, мастером советского кино, Альбертом Мкртчяном, на чьем счету - «Земля Санникова») не зря считается одним из самых удачных и самых страшных фильмов ужасов, снятых в советско-российскую эпоху. В нем нет заплеванных кухонь и бесконечной философии, достоевщины, тарковщины и прочей ненужной драмы, в каковую у нас так любят превращать все, что угодно - от комедий до хорроров. Здесь - давящая, гнетущая атмосфера. Камерность - как в плане локаций, так и числа действующих лиц. Ощущение безысходности и отчаяния, понимание - того, что счастье недостижимо, а смерть - вот она, буквально за углом. Необычная легенда, пусть и основанная на расхожих штампах - но своя, собственная, поданная под новым углом. Каково это, жить в постоянном страхе за себя и своих детей? Каково это, чувствовать, что твой самый любимый человек вернулся с того света - оставшись все тем же, все таким же, но при этом намереваясь забрать твою дочь или сына к себе, в другой мир? В «Прикосновении» немало сцен, которые не просто хорошо выстроены, блестяще сняты, но и запоминаются на всю оставшуюся жизнь. Это обнаружение тела Ольги, первое явление Мальцева, эпизод на кладбище, в ходе которого Андрей заключает пакт с мертвецом. По ходу фильма мрак и депрессия не истончаются, не уходят, напротив - становятся еще гуще, давят с еще бОльшей силой. И так - вплоть до совершенно душераздирающего финала. Крепкая режиссура, и, как минимум, хорошая актерская игра (причем, лучше всех удалась роль Николая Ильича - человека, чье лицо в фильме мы видим только на портрете!) довершают общую картину. Да, фильм недорогой. Но ему и не нужен бюджет. Ему требовались талантливые люди и люди профессиональные. Их «Прикосновение», к счастью, получило. Замечательная работа.

8,5/10

редкие фильмы, живые мертвецы, российский хоррор

Previous post Next post
Up