“The Awakening” (Пробуждение) (1980). В Египет прибывает группа увлеченных исследователей старины, среди которых - Мэттью Корбек, его ассистентка Джейн и не сильно любимая им жена, носящая в чреве его ребенка. Вскоре археологи обнаруживают загадочную гробницу «королевы», что была известна под именем Кара. Вскрывать саркофаг, согласно древним поверьям, не следует - как минимум, во благо себя и своих близких. Но что для религиозного человека - табу, для ученого - руководство к действию. Энни, супруга Мэттью, неожиданно теряет сознание - ровно тогда, когда ее муж проникает глубоко под землю, в древнее и доселе никем не обнаруженное святилище, представляющее собой усыпальницу египетской царицы. Саркофаг с «божеством» едва не срывается в пропасть, убивая одного из сопровождающих исследовательской группы, пытавшегося помешать Корбеку совершить открытие, достойное памяти десятков поколений. Достаточно неприятных событий? Но главное из них - другое. Энни дает жизнь дочери, которая отныне неразрывно связана с тем существом, чьи останки «посчастливилось» обнаружить Мэттью. Девочка рождается мертвой - но чудесным образом возвращается к жизни, в ту же секунду, когда с гробницы Кары срывают печать… Пройдет много времени, археолог вернется к себе домой, забудет о самом существовании дочки, женится на Джейн. Но не избавится от проклятья, поселившегося в его жизни с того момента, как Энни родила девочку, которая, вполне возможно, не имеет никакого отношения ни к роду Корбеков, ни к самому роду людскому… При рождении она получила имя Маргарет. Сейчас ей 18 - и она чертовски хочет увидеть отца.
Египет, древние гробницы и зловещие артефакты, пески забвения и проклятье, наложенное на людей, рискнувших потревожить покой тех, что давно мертвы и дьявольски жаждут возрождения в новом теле… Или, говоря иными словами, пробуждения. Рецепт старый, проверенный. Десятками лет и сотнями фильмов. Мумии, демоны, одержимость - ничего нового. Но если учесть, что эту ленту снимали англичане, немалая часть кадров - самый настоящий Египет, во главе постановки - Майк Ньюэлл («Донни Браско», «Гарри Поттер и кубок огня», только что вышедший на экраны «Принц Персии» - и, заметьте, никаких больше хорроров!), а в роли Корбека - легендарный Чарлтон Хестон… Хмм, интригующе. Локации, как и предполагалось, безукоризненны, спецэффектов - минимум, Египта - не так много, как хотелось бы, действие - вязкое, медленное, в лучших традициях хорроров из разряда “ghost-story” и «хаммеровских» ужасов. Фильмы о мумиях, одержимости древними духами и «египтологии» нынче пестрят сотнями «Бу!», эффектной компьютерщиной, а то и приключениями нон-стоп - думаю, все помнят собравший приличную кассу фильм Стивена Соммерса. Бодрое начало, немало развесистой и типично «голливудской» (напоминаю, Голливуд к «Пробуждению» не имеет ни малейшего отношения) клюквы, затем - неторопливо, мрачно. Местами - скучновато, и очень-очень размеренно. При этом эффектно и атмосферно. Увы, достоверности (вы не поверите, но даже в хоррорах она иногда случается) и веры происходящему - ноль целых и ноль десятых. Съемки и игра актеров - в духе старого европейского кино. Качественно, но не без переигрывания. Настоящий олдскул. Не вошедший в top-100 жанра, и вряд ли имеющий на то шансы. Но приятный глазу, качественный, атмосферный фильм. Если у вас есть подходящее для него настроение. Иначе - лучше не надо.
6,5/10