“Le mangeur d'âmes” (Синистер. Пожиратель душ) (2024). В стремительно вымирающий городок Рокнуар прибывает представитель национальной жандармерии Франк де Ролан, чтобы приступить к расследованию целой серии исчезновений маленьких детей, и немедля сталкивается лбами с инспектором Элизабет Гардиано, которая приехала в тот же городок совсем с другими целями. Ее задача - понять, что произошло в одном из домов Рокнуара, где было найдено несколько страшно изувеченных тел. Предположительно эти люди убили друг другу сами, без посторонней помощи; во всяком случае, двери были заперты изнутри, да и на руках погибших не обнаружено классических оборонительных травм. Труп №1: Лорен Вассер, труп №2: его супруга, в доме Элизабет также обнаружила их сына, 12-летнего Эвана, спрятавшегося в чулане. Мальчик утверждает, что произошедшее - дело рук вовсе не стороннего психопата, а жуткой сущности, известной в Рокнуаре под именем «Пожиратель душ». И те шесть пропавших детей, уверен Эван, тоже стали его жертвами. Между тем, странное вскрывается в прозекторской, буквально и не буквально: оказывается, Вассеры и правда обошлись без помощи кого-то третьего, а закололи себя сами, хотя физически это и невозможно. Более того, оба перед смертью испытали самый натуральный оргазм. Франк начинает подозревать, что оба дела - его и Элизабет - тесно связаны друг с другом, более того, не исключено, что семья погибших была теми самыми похитителями: на это указывает и их странное поведение, и автомобиль, очень похожий по ориентировкам на тот, который неоднократно «засветился» перед камерами. Но Лорен и его жена оказываются не последними жертвами в списке невероятных самоубийств. А правда - куда страшнее и глобальнее, чем мог бы подумать де Лоран. Если его, конечно, на самом деле зовут «де Лоран».
.
Французский хоррор - хорошо, новый французский хоррор от Александра Бустильо и Жульена Мори - дважды хорошо. Были, конечно, на их счету и неудачи вроде сюжетно невразумительного околослэшера «Среди живущих», но были же и «Мертвенно-бледный», и «Подводный дом», и «Месть нерожденному». Словом, яркие, мрачные, жестокие, запоминающиеся ленты в фильмографии этой неразлучной двоицы явно в большинстве. Не будем в очередной раз зубоскалить на тему локализованного названия - естественно, «Пожиратель душ» (почему не «Душеед?») не имеет никакого отношения к дилогии Скотта Дерриксона. Да и - небольшой спойлер - от ужасов-то здесь, по большому счёту, примерно столько же, сколько в «Кровавых реках». Хотя поначалу кажется иначе. И первые две трети фильма действительно хороши. Лихо нагнетаемый саспенс, атмосфера стремительно деградирующей французской глуши, необычные смерти в количестве, жутковатая городская легенда в качестве второй, но не менее важной сюжетной линии, главные герои, один из которых, вполне возможно, не совсем тот, за кого себя выдаёт. И местами «Пожирателя душ» почему-то хочется сравнить с немецкой «Кукушкой», хотя эти хорроры бесконечно далеки друг от друга, в том числе и по части сценария… но не атмосферы. Смотрится с интересом, каждая мелкая деталь привлекает внимание, кажется значимой для всей истории в целом, темп выдержан отлично, и вот-вот случится климакс, жёсткий, сбивающий с ног… Нет. То есть, он, конечно, случится, причем дважды, когда нам прямо ответят на оба вопроса. В ходе тех десяти-пятнадцати минут, которые хоронят всё хорошее, что было в «Пожирателе». И если один ответ ещё как-то можно принять, понять и простить, то второй… Нечто подобное, помнится, сбивало с ног даже в одном откровенно недорогом монгольском хорроре, а ведь монголы ещё только-только осваивают для себя этот жанр! И так промахнуться, выдать такую глупость. Таким режиссёрам, с таким-то послужным списком. Невероятно. Ей-богу, можно было вообще не раскрывать карты, и фильм бы от этого только выиграл, оставшись по-настоящему зловещим хоррором с открытой концовкой. Но нет, вместо этого его превратили в триллер с твистом, который отжил своё ещё во времена первого «Хостела». Бескомпромисснейший провал.
.
2/10