“Dance Macabre” (Пляска смерти) (1992). Американский хореограф Энтони Вагнер переезжает в Россию, в Санкт-Петербург, чтобы не только спустя много лет встретиться с давней возлюбленной, но и возглавить уроки в ее академии танцев. Речь идет о школе мадам Горденко, одна из выпускниц которой получит гарантированное место в Мариинском театре. Многие девушки, приехавшие сюда со всего мира, готовы ради этого на многое, почти на всё, многие, но только не сорвиголова Джессика Андерсон, предпочитающая балету рок-музыку и чем-то настолько разгневавшая богатого отца у себя дома, что тот буквально сослал ее на учебу в Россию.
.
Что касается Вагнера, то его с мадам Горденко связывает не только любовь, но и совместно пережитая трагедия: Светлана, тогда еще молодая и красивая балерина, собиралась вернуться из США на родину вопреки желанию Энтони, но в тот же вечер, когда она рассказала любимому о своем решении, оба попали на мотоцикле в страшную аварию, после чего девушке навсегда пришлось расстаться с мыслями о танцах. Теперь она жалкое зрелище. Прикована к инвалидному креслу, череп венчает парик, говорить может только при помощи специального прибора. И тут - Джессика. При виде ее Вагнер буквально впадает в ступор: американка невероятно похожа на его Светлану, такую же юную и прекрасную! А потом в академии начинаются убийства, и первой жертвой становится соседка мисс Андерсон по комнате, француженка Клодин…
.
О, это прекрасное и ужасное время, когда казалось, что Россия с головой окунется в глобальный мир! Полнейшая разруха в экономике, в городах и на улицах, но вместе с тем полная свобода самовыражения, на волне которой появилась масса самобытных фильмов, снятых в самых разных жанрах вкупе с отпетой чернухой и постперестроечным трэшем. Но не только они. В начале 90-х Россия мало того что кормилась гуманитарной помощью из Америки, но и напрямую работала с США в рамках кинематографа: «Пляска смерти» - не единственный фильм среди себе подобных, достаточно вспомнить «Крысиные похороны» с Ольгой Кабо и кормановско-мосфильмовскую «Дьявольскую симфонию». Снято в Санкт-Петербурге с участием русских актеров, но снято при этом Грейдоном Кларком, который занимался преимущественно экшен-фильмами, исключением стал культовый в узких кругах, действительно хороший инопланетный хоррор «Предостережение» (Without Warning).
.
В целом же, «Пляска смерти» изначально задумывалась как сиквел «Призрака оперы» всё с тем же Робертом Инглундом, сыгравшим здесь мистера Вагнера (а также, что скрывать, и мадам Горденко) - но видимо что-то пошло не так, и мы получили недорогой парафраз «Суспирии», разве что без всякой мистики и безумных арджентовских цветов. Никакой загадки тоже нет. Клодин загадочным образом исчезает (мы, естественно, знаем, что не исчезает, а погибает), следом за ней - другие ученицы, и похоже на то, что кто-то хочет оставить главную героиню единственной танцовщицей, в буквальном смысле убрав всех ее конкуренток. И этим «кем-то» может быть только один человек, иногда ошибочно называющий Джессику странным именем Светлана. Предсказуемо фильм небогат на хорошую актерскую игру, предсказуемо плохи диалоги («Ты хочешь оказаться мокрой вместе со мной, ты любишь пузырьки?» - речь о совместном купании в бассейне, а не о том, о чем вы подумали). А убийства неизобретательны, неинтересны. Про логику, во избежание, лучше не будем.
.
Впрочем, есть у «Пляски смерти» определенное очарование, в наличии даже немного саспенса, нападения убийцы поданы эффектно, локации радуют глаз, Инглунд хорош в обеих ролях, более того, облик мадам Горденко придает фильму определенный флер безумия, почти итальянский, снова напоминая об одном из отцов «желтого кино».
.
В сухом остатке: ничем не выдающийся, но симпатичный хоррор, интересный не только как артефакт слома эпох.
.
6,5/10