“The Dead Center” (Мертвая точка) (2018). Майкл Джеймс Кларк просыпается в морге, в наглухо закрытом мешке для трупов. Совершивший самоубийство в безымянном мотеле, живой - внезапно для себя и окружающих. Через некоторое время мужчина, не знающий собственного имени и находящийся в состоянии кататонического ступора, оказывается под опекой доктора Дэниэла Форрестера, в клинике для душевнобольных. И пока полицейские продолжают поиски, как они по-прежнему считают, пропавшего, психиатр пытается разобраться, что за пациент оказался в его отделении. А разбираться есть с чем. По словам самого Кларка, какое-то время он действительно был мертв - и, вернувшись, забрал с собой что-то с той стороны.
.
На его теле странная отметина, скарифицированный символ, похожий на спираль. Аналогичный рисунок находят и в том самом мотеле, где Майкл пытался покончить с собой. Или это всё же была попытка убийства? Ведь после суицида редко когда остаются следы отчаянной борьбы и лужи крови, притом что сам Кларк визуально не пострадал, а содержание его предсмертной записки страннее странного. Мужчину посещают жуткие сны и видения наяву, он уверяет, что должен немедленно покинуть клинику, а лучше - умереть, снова, теперь уже по-настоящему. Но вместо этого начинают умирать другие. За номером один - санитар по имени Трэвис, первый, кто контактировал с Кларком после его невероятного пробуждения. Кажется, Майкл стиснул того в объятиях и просто дыхнул в лицо санитара. Внезапная слабость, через несколько минут - смерть. Не последняя, потому что сущность, живущая внутри Кларка, сделает все возможное, чтобы прорваться из междумирья в реальность…
.
У «Мертвой точки» нет ничего общего с «Вскрытием Джейн Доу» и «Трупом Анны Фритц», но именно с этими фильмами хочется сравнить творение Билли Сениса, с 2007 по 2018 год снявшего всего пять лент, две из которых - в коротком метре. Вроде бы шедевра ждать не приходилось. А именно он и получился - ну, почти. Начинается «Мертвая точка» так, что начинаешь сомневаться, хоррор ли это в принципе. Чтобы чуть позже понять: прекрасная переданная будничность идет фильму только на пользу, и в атмосфере недостатка не будет, но потом, уже после срединной отметки, когда вместе с главным героем натурально ощущаешь, как мир вокруг рушится, зыбкие стены реальности дрожат, чтобы вот-вот взорваться на мелкие осколки, впустив в привычный мир… Что? Хороший вопрос, и не факт, что мы получим на него ответ. И вот тут-то, помимо «Вскрытия» и «Трупа», всплывает еще одна параллель, тоже прямиком из вселенной инди-кино - это «Исчезновение», блестящий дебют Майка Флэнагана. Притом, что сюжетно между ними ничего общего.
.
С точки зрения структуры выстроен фильм блестяще: то, что начинается как мистический, пусть даже немного «секретно-материальный» триллер, со временем перерастает в историю вполне себе эпических пропорций (помните датско-румынскую «Эпидемию одержимостей»?), оставаясь при этом запертой в паре-тройке ничем особо не примечательных локаций. Прекрасны актеры, каждый из персонажей, каждый из характеров - начиная с клерка в мотеле, минуя санитаров и заканчивая пациентами Форрестера. Вроде бы некоторые из них появляются лишь в нескольких кадрах, но для сюжета важен каждый из них, и каждый - живой, настоящий, будто сошедший в фильм с улиц реальной жизни. Главных героев два, и второй - вовсе не доктор Сара Грэй, начальница Дэниэла, нет, второй - полицейский по имени Эдвард Грэм. И эти герои по ходу фильма… НИ РАЗУ не встречаются друг с другом. Хороший ход, не правда ли? Впрочем, сложно сказать, что в «Мертвой точке» плохо. Интересный, яркий, необычный фильм, “hidden gem” как он есть.
.
8/10