“Y todos arderan” (Пусть всё горит) (2022)

Feb 02, 2024 03:01


“Y todos arderan” (Пусть всё горит) (2022). В 1980 году жители городка Росас дель Монде, до смерти напуганные древним пророчеством, принесли в жертву ребенка, чтобы предотвратить наступление апокалипсиса, а обезумевшую мать пожизненно заперли в монастыре, откуда прежде изгнали всех членов ордена. Сорок лет спустя пришла расплата. В тот день Мария Хосе решила поставить точку в своем существовании, и еще минута - она бы спрыгнула в скалистую реку с моста. Но карты женщине спутало появление на дороге маленькой девочки: лицо, когда-то белое платье - всё залеплено грязью. «Мама?». Мария Хосе совершенно точно знает - это не ее дочь. Но оставить ребенка в одиночестве, там, где они случайно встретились?
.
Женщина усаживает малышку к себе в машину и отправляется в полицейский участок, но стражи закона появляются раньше нужного: двое патрульных, один из которых начинает подозревать Марию Хосе в киднэппинге, применяет силу и… Слышит тихое, но настойчивое: «Отпусти». Вместо того чтобы прийти напарнику на помощь, второй патрульный убивает первого. А потом - самовозгорается. Прямо на глазах у изумленной женщины и той, что назвалась ее дочерью. Девочка получает имя Люсия, поселяется у той, которую спасла - и у той, которая спасла ее. С того же дня дается отсчет трупам и увечьям. Сначала - те, кто издевался над Люсией. Следом - те, кто был причиной смерти Лоло, единственного сына Марии Хосе, 13 лет назад покончившего жизнь самоубийством. Эта девочка знает в городе всё и обо всех, знает все их отвратительные секреты из столь же отвратительного прошлого, которым только и жив Росас дель Мундо. Так пусть всё сгорит к чертям!
.
Дьявольски мрачный фильм из Испании. И он не только про месть. Начало подано невероятно эффектно: несостоявшийся суицид, безымянная девочка, явившаяся из ниоткуда, две совершенно внезапные и жестокие смерти. Давящая атмосфера, флер проклятия, окутывающего маленький городок словно едкий, ядовитый туман. И ощущение грядущей катастрофы - с самого пролога, с первых же кадров. Сюда же плюсуются чудовищно израненные человеческие судьбы, где главная скрипка за Марией Хосе, женщиной, вынужденной долгие годы жить в окружении чужаков, людоедов в человеческом обличье, тех, кто спокойно смотрел, как день за днем унижают ее Лоло, "не такого как все", но любимого, единственного, шаг за шагом подводя его к краю бездны. Игра Макарены Гомес («Дагон», «Сексуальная киллерша», «Гнездо землеройки») безукоризненна. Впрочем, и к остальному кастингу претензий нет.
.
Однако этот фильм не был бы самим собой, если бы не совершенно невероятная София Гарсия, для которой роль Лусии пока остается единственной в творческом багаже. Девочки - не девочки, карлицы - не карлицы. Настоящий ангел смерти и ангел мщения в одном лице, но живой, настоящий, из плоти и крови, с глубокими черными глазами, которые, казалось бы, могут за секунду-другую проникнуть в любую из человеческих душ - и испепелить ее. Она не посланница Дьявола, не «униженная и оскорбленная», наделенная сверхъестественными силами. А проклятие города - совсем не то же самое, с чем пришлось столкнуться героям карпентеровского «Тумана». У этой ленты явно осязаемый апокалиптический, почти библейский вайб, притом, что по католицизму, что по лицемерию, так часто идущему рука об руку с религией, он бьет жестко, наотмашь. И еще - по обществу, этому червивому яблоку в райском саду. Сценарий, игра, сеттинг, атмосфера, мораль - блестяще. Снято - так, что до дрожи. И мрак, много мрака, спутницей которому - простая человеческая драма. Яркая, теплая и человечная.
.
10/10

притча, испанский хоррор, христианство, религия, атмосфера, 10 из 10

Previous post Next post
Up