“Vizitatorul / The Visitor” (Посетитель) (2016). Лука и Отилия с малышкой Евой переезжают из отпетой глуши в большой город, проделав немалый путь из родных мест в оглушающий жизнью Бухарест, поселившись на окраине столицы, в двухкомнатной квартире, которая кажется им настоящим дворцом. И не важно, что состояние у «апартаментов» так себе, не важно, что предыдущая жилица, девушка по имени Ирина, бесследно пропала с полгода назад, не важно, что слепой старик Феликс из 32-й - единственный их сосед на весь четырехэтажный дом. Главное, что дан старт новой жизни: Отилии поможет с работой их давний друг Влад, устроив к себе в отдел маркетинга, что до Луки, то как не найти себе место, когда вакансий, кажется, пруд пруди? Но рай кажется раем только на первый взгляд. У него проблемы. Да, одно собеседование за другим, но все - мимо. Ее же начинают мучить ночные кошмары. А квартира кажется живой, как будто здесь незримым жильцом бродит кто-то еще. Четвертый. ОН все чаще остается дома, а ОНА предпочитает проводить вечера с давно влюбленным в нее Владом… Однажды поздно вечером, ухватившись за предложение выйти на работу простым водителем, Лука оставляет с дочкой случайно зашедшего на огонек Чезара, владельца квартиры - ехать надо прямо сейчас, прямо в ночь. Возвращение, очередная ссора, один в одну комнату, другая - в другую. А на утро выясняется, что Отилии и след простыл. Не ушла. Повторила судьбу Ирины. Точь-в-точь.
.
Вернулась в родную деревню? Ее она ненавидела до дрожи в конечностях. Была похищена? Кем, зачем и, главное, как, ведь входная дверь оставалась запертой изнутри? Уехала прочь из города с Владом, тем самым Владом, что теперь обвиняет Луку в убийстве девушки? Однозначно нет. Тогда что? И как это может быть связано с детством Луки, его проблемами с сердцем и той историей в горах, когда в самую холодную за последние 10 лет ночь он чуть было не замерз до смерти в собственной машине? «Посетитель» - фильм румынский, предельно аутентичный, но при этом своей аутентичностью не подавляющий и на нее полностью не полагающийся. Странный монтаж, местами нарочито рваный, в отдельных сценах - с ускоренным действием, словно кто-то нечаянно нажал не ту кнопку на пульте. Невероятная медлительность, порождающая чудовищную атмосферу, которая верно, вернее некуда, проникает из мира экранного в мир реальный, заполняя собой всё, куда хватает глаз. Семейная драма, плавно трансформирующаяся в хоррор. А еще - текущая со стиральной машины кровь. И халат, чертов бархатный халат, темно-красный, почти багровый. Тот, что остался от Ирины, тот, что Лука выбросил на помойку, тот, что чудесным образом вернулся домой. «Счастье и отчаяние - соседи, живут в метре друг от друга. Но не всегда одно можно увидеть за тенью другого…» - вот основная мысль, и внимательный зритель услышит ее у себя в голове, прежде чем услышать непосредственно в фильме. «Посетитель» скуп на действие, скуп на локации, скуп на спецэффекты, действующих лиц - абсолютный минимум. А во второй половине, когда с момента исчезновения Отилии проходит несколько месяцев, и вовсе один - Лука, конечно он. Так что же, дело в мистике или банальном безумии отдельно взятого героя? Не хочется раскрывать карты, потому что по мере развития сюжета зрителя ждет несколько приятных сюрпризов - twists & turns, как говорится. Ожидаемых, но так хорошо поданных! Плюс чернуха, много чернухи - не внешней, внутренней. Параллели? Их есть у меня. И это колумбийский «Бункер» (La cara oculta). Больше ни слова.
.
7,5/10