“Red Iron Road” (Антология русского хоррора: Красный состав) (2023). Это необычный проект. Во-первых, много ли вы можете вспомнить сериалов, основанных на классике русских (именно русских, а не российских) ужасов? Конечно, Москва - не Бухарест, а Тверская область - не Трансильвания, но кое-что в загашнике у России да найдется. Во-вторых, сериал непростой, а строго анимационный, причем все серии выполнены в разном стиле и с использованием разных техник, от стоп-моушена до векторного реализма. В-третьих, в графе страна значатся Канада и Молдова. Внезапно. Хотя, судя по именам и фамилиям авторов, без участия России все же не обошлось. Итак, приступим.
.
За номером один идет «Дочь крысолова», переносящая нас в зимний Петроград 1920 года. Кишащие крысами улицы, «красные», разгоняющие нелегальных торговцев, пытающихся добыть хоть копейку на пропитание, холод, тлен и голод. Спасаясь от преследования, двое случайных знакомых, Нина и Антон, оказываются в давно заброшенном особняке, где странная секта проводит зловещий, кровавый обряд… Атмосфера передана блестяще! Как и визуал: ярко-красная кровь на черно-белом - это избито, но всегда эффектно. А вот выпирающий изо всех щелей политический подтекст, идея о крысах-революционерах, стремящихся заменить собой людей… Что ж, многих это смутит, а многим покажется вполне логичным, в конце концов, метафора не нова. Однозначно хороший старт. 6,5/10.
.
Следом совершаем прыжок во времени и пространстве, и оказывается в Сербии образца 1777 года. Встречаем одинокого путника, маркиза Дюрфе, держащего путь в Венгрию с дипломатическим визитом, навстречу ему - глухой лес и сильная метель. Предупреждали путника в монастыре не ступать в чащобу с наступлением тьмы, но кто же послушает наивных монахов… Так маркиз оказывается в гостях у Георгия и его семьи. Семьи, ожидающей возвращения отца, сгинувшего в горах 10 дней назад. И Горча, конечно, вернется… Поначалу нарочито забавный, этот эпизод быстро обрастает «мясцом», а темп становится термоядерным. Никаких политических коннотаций, чистый хоррор, каким он и должен быть. Заканчивающийся на той же юморной ноте, с которой начался. 7/10.
.
Номер три - «Можарово». В новом мире мегаполис отгородился от остальной страны огромной стеной, что стимулировало бешеный экономический рост внутри огороженной территории, но не за ее пределами. Для того чтобы понять, что на самом деле происходят в глубинке, популярная телеведущая Алиса Ганина вместе со съемочной группой приобретает билеты на т.н. «Поезд помощи», доставляющий в деревни ящики с гуманитарной помощью. Что удивляет, даже пугает с самого начала, это опустевшие перроны, серые пейзажи, безумные лица местных жителей и строгое правило: покидать поезд категорически запрещено. Конечной станцией станет поселок Можарово… Антиутопия, постядер, Z-movie? Пожалуй, всё вместе. Вкупе с едкой, зловонной атмосферой «Гадких лебедей» - фильма, не книги; sci-fi идет рука об руку с хоррором, а хоррор - с ядовитой социальной сатирой. И почему так охотно верится в то, что будущее на самом деле может оказаться именно таким? 9/10.
.
«Лесной царь» - тоже новая реальность, немалая часть которой основана на кредитах и штрафах, на «жизни по чужому сценарию», как однажды заметил отец Леши. Парня, что оказался заложником новой метавселенной, из которой вряд ли можно вернуться обратно в настоящий мир. Туда, где вам откажут в скорой медицинской помощи, если на счету недостаточно искомых кредитов («Может быть, тогда вы поделитесь некоторой информацией о своих соседях?»), туда, где существует дневной лимит электроэнергии, туда, где есть лишь определенные зоны перемещения в зависимости от кредитного статуса, туда, где ты либо «продаешься», либо превращаешься в отброса общества. Цифровой концлагерь и типичная антиутопия, еще более жизненная чем «Можарово», не правда ли? От подобных историй ждешь не того, О ЧЕМ, а КАК. И визуально, и концептуально. Олдос Хаксли был бы доволен. 7,5/10.
.
О пятом эпизоде - кратко. Середина XXI века. Новое Средневековье. Язычники-мутанты и правоверные истребители, воины солнца. Road-movie, ограниченное пересечением некоего «проклятого туннеля» в горах. Словом, «Князь» - ни что иное, как старославянский “Mad Max”, где балом правит экшен, эклектика и «кровь-кишки-распидорасило». Но не только! Хватает и хорошего стеба. А бомбы-«попрыгунчики»! Хорошая разрядка после депрессивного «Можарово» и «Лесного царя». 6,5/10. Финализирует же первый (дай бог, не последний) сезон эпизод, рассказывающий о беспросветно черной жизни гробовщика по имени Адриан, что, потеряв жену и оставшись с двумя дочерьми-близняшками на руках, перебрался из глуши в Москву, где открыл собственное похоронное бюро и, с позволения сказать, слишком уж углубился в свою работу. Стоп-моушен, главный герой, напоминающий Джонни Деппа, постоянный, откровенно саркастичный нарратив за кадром вместо диалогов, немного хтони и черного юмора - сериал заканчивается уж точно не хуже, чем начался. 6,5/10.
.
Шесть серий, по большей части длительностью немногим меньше 20 минут, поэтому в целом сериал по своему хронометражу больше напоминает стандартный 1,5-часовой фильм. В качестве литературных первоисточников - не только классики из классиков: с Грином, Толстым, Жуковским и Пушкиным соседствуют Дмитрий Быков и молодой автор Дмитрий Тихонов, плодотворно работающий на ниве ужасов и запомнившийся как минимум десятком удачных рассказов в этом жанре. Визуально, стилистически - натуральный винегрет, но это однозначно комплимент, а не претензия. Киберпанк, нуар, хоррор в диснеевском дизайне, перевернутая вверх тормашками вселенная «Безумного Макса»: ни один эпизод не похож на другой, но в этом-то и самый сок! Сериал упрекают в откровенно плохой прорисовке ряда эпизодов - хоть убей, явных проблем не вижу. Сериал считают копией «Любви, секса и роботов» - формат да, всё остальное нет. Сериал обвиняют в открытой русофобии - но это уже к психиатрам. Необычный, яркий, классный проект! Второй сезон, пожалуйста. Не просим. Требуем.
.
8/10