“Dust Devil” (Песчаный дьявол) (1992). В Африке до сих пор жива легенда о человеке, что воспарил над Землей и превратился в хищника, собирающего урожай из отчаявшихся душ. Миф, скажете вы. И будете неправы. В песках Намибии все то, что кажется реальным, приобретает немыслимые, невиданные доселе формы, а мистика прирастает плотью. По пустынным дорогам этой страны бродит белый мужчина, что завлекает в ловушку одиноких женщин, удовлетворяет их - и убивает, украшая стены очередного своего пристанища кровавыми разводами на стенах и угощая маленький переносной холодильник отрезанными пальцами. Пальцами тех, кому не посчастливилось стать ночными спутницами демона в человеческом обличье. И под яростную христианскую молитву, несущуюся из старого приемника, сгорает очередной дом с телами тех, что запечатлены на тлеющих фотографиях… Кто станет очередной жертвой духа, избравшего пустынную бесконечность намибийских песков своей родиной? Пожалуй, ею будет Уэнди. Женщина средних лет, только что покинувшая своего безумного, зацикленного на ревности супруга и отправившаяся в дальнее путешествие - без цели, без смысла. Туда, куда поведет ближайшая дорога. Туда, где она перетечет в другую. Туда, где нет людей, туда, где много боли и воспоминаний. Пустыня. Ветер. Песок. Очищение. Уэнди остановится в умирающем городке с женским именем: Бетани. Местные бегут оттуда. Без работы, без денег. Обездоленные и опустошенные. Именно туда, параллельно с женщиной, чьим единственным смыслом в жизни осталась сама жизнь, прибывает Человек-без-имени-и-лица. «Он чувствует одинокие души и умирающие города». Расчленение, каннибализм, изнасилование, кремация. Так говорят о жертвах Дьявола. Ждет ли Уэнди такая же судьба? Ту Уэнди, что встретит Человека-без-имени-и-лица и полюбит его больше своей бессмысленной жизни?
Фильм-легенда. И этого звания он заслуживает на все 250 процентов. Уроженец ЮАР, Ричард Стэнли, более чем за 30 лет своей кинематографической карьеры снял лишь два хоррора. И оба близки к тому, что я понимаю под определением «шедевр». Первый, как помнят поклонники Fields of the Nephilim, носил имя «Железяки». Второй - «Песчаный дьявол». Он действительно снят в Намибии. Операторская работа действительно сравнима с творениями великого Тарсема Сингха. И эта лента действительно похожа на сон. Она завораживает, по-хорошему усыпляет, отправляет в иные измерения, заставляя отрешиться от реальности - какой бы она не была. Пугающий монотонный саундтрэк. Фантастические пейзажи - ничего подобного в хорроре не было; ни-ког-да. Древние легенды, неведомые европейцам. Абсолютный символизм. Аллегории и метафоры - суть «Песчаного дьявола». Словно фильм снимал южноафриканский Ингмар Бергман, неожиданно перевоплотившийся в чилийского таланта Алехандро Ходоровски, что был ослеплен намибийским колдовством. Невероятно красивый фильм. Необычный. Жестокий. Символичный до мозга костей. Человеческих костей. Если бы меня попросили составить Top10 лучших хорроров всех времен - «Песчаный дьявол» занял бы в рейтинге одно из первых мест. Язык (русский, английский, какой угодно!) здесь беден, неуместен, беспомощен. «Песчаный дьявол» - один из ярчайших фильмов ужасов на моей памяти. Ярчайших - в рамках того, что вы видите на экране, а не того, о чем вы думаете в ходе просмотра. Каждая секунда доставляет буквально физическое удовольствие. Вторая по счету работа Стэнли - лучший пример того, что истина непоколебима: «Лучше реже, но лучше», «Количество не равно качеству». И прочая. Рекомендую эту ленту к просмотру. Вам. И вам. И даже тебе. Всем. Это шедевр современного киноискусства вне жанровых рамок. Не ждите от «Песчаного дьявола» действия. Ждите символов. Игры красок. Простых истин, открывающихся заново. Это не фильм. Это древняя и странная поэзия, перевоплотившаяся в мире кино. Смотрю в шестой раз. Сколько их еще будет?.. Семь, десять, сто? Нет ответа.
10/10