“Viejos” (На пороге смерти) (2023)

May 03, 2023 03:25


“Viejos” (На пороге смерти) (2023). Мадрид. Город буквально плавится от жары - объявлен красный уровень опасности, градусники застыли на отметке около 40 градусов. Самое время отправить разум восвояси и перенестись из урбанистического ада в ад библейский, что Роза и делает практически на глазах у мужа: Мануэль вышел на балкон буквально через считанные секунды после того, как его старушка-жена, с которой он прожил в мире и согласии почти пятьдесят лет, перешагнула через поручни и растеклась кровавой кляксой по брусчатке. Теперь Мануэль, ежедневно принимающий целую горсть таблеток от «того» и «этого», тщетно сражающийся со статическим шумом у себя в голове, остался совсем один. Или нет? Ведь есть же сын, 40-летний Марио, живущий вместе с новой женой, беременной Леной, и дочерью-подростком от первого брака, Найей. Решение приходит само собой, тем более что семья только-только переехала в просторную квартиру - Мануэль не будет здесь лишним. Сын, приводя Лену в бешенство, выделяет ему дальнюю комнату, ту самую, что изначально предназначалась для еще не родившегося малыша. Семейные конфликты - не единственная проблема Марио, дела у него идут, мягко говоря, из рук вон плохо. Он потерял собственный дом, работает установщиком кондиционеров, но за последние четыре месяца, несмотря на жару, не получил ни одного заказа. Всё разваливается буквально на глазах. И с прибытием Мануэля становится только хуже. Старик определенно безумен. Безумен - и опасен для окружающих. Но только ли он сам?
.
Новый фильм от двоицы испанских режиссеров, годом ранее снявших «Пассажирку», то ли чистый фарс, то ли просто эклектичную комедию ужасов, отдаленно напоминающую творения Алекса де ла Иглесия - кем-то она была принята «на ура», для кого-то оказалась слишком уж странным суповым набором. Выбор темы, как и в прошлый раз, почти беспроигрышный. В случае с «Пассажиркой» это была попутчица, то ли монстр, то ли инопланетная тварь, и до чертиков атмосферная испанская глушь. В случае с этой лентой - обжигающе жаркое лето в Мадриде и деменция, игра на страхе перед старостью, беспомощностью, сумасшествием. Что на самом деле происходит с Мануэлем, почему он категорически отказывается пускать родственников в свою старую квартиру? Чем было продиктовано самоубийство Розы, старческой немощью или чем-то куда более страшным? И самое главное: почему все встреченные героями старики ведут себя еще более странно, еще более дико, еще более враждебно, чем Мануэль? Настроение, атмосфера в «Пороге смерти» совершенно иные, чем в «Пассажирке». Никакого юмора, и уж тем более открытого стеба. Ностальгические нотки здесь постоянно пересекаются с чистым мраком, а в любом эпизоде с участием Мануэля не раз и не два невольно екнет сердце у всех, кто проходил это - увядание самых близких прямо на глазах, увядание сугубо физическое, увы, зачастую идущее рука об руку с полнейшей ментальной катастрофой. Мощная режиссура, отменная актерская игра. А саунддизайн прекрасно дополняет общую картину: музыки как таковой нет, есть лишь вечный, разрывающий уши шум плавящегося от жары и безразличного ко всему Мадрида, да громкий, сознательно навязчивый, атональный эмбиентный гул. Медленно? Это очень мягко говоря! Можно было бы сказать, что чистого хоррора в кадре как такового и нет. Правда? Правда. Но есть постоянный саспенс, отчетливое ощущение грядущего ужаса. Да не только грядущего, но уже и _настоящего_. Ведущих нас к диковатой, но во многом логичной, фантастически эффектной и невероятно мрачной развязке. Послевкусие - апокалиптичное, мерзопакостнейшее. В топ года, немедля.
.
10/10

испанский хоррор, атмосфера, 10 из 10, безумие, старики, конец света

Previous post Next post
Up