“Jigoku no keibîn” (Страж преисподней) (1992). «Акебоне» - большая, процветающая корпорация. Целиком занимает высотное офисное здание. Отделов - множество. От пищевого до художественного. Именно в последний устраивается на работу молодая Акико Нарусима, в прошлом - сотрудница одного из токийских музеев. Ей предстоит оценивать полотна классиков, от Шагала до Редона и Пикассо, ведь «Акебоне» в том числе занимается и выкупом шедевров живописи. Ее начальник - господин Куруме, редкостный идиот, который разбирается в искусстве примерно так же, как иной сумоист - в балете. Кстати о сумоистах. По дороге в офис, в первый же свой рабочий день Акико узнает о борце по имени Фудзимару, что некоторое время назад жестоко расправился с двумя людьми.
.
Экспертиза признала убийцу невменяемым, и таким образом он избежал тюрьмы. Однако родственники погибших подали апелляцию, полиция готова вновь взять сумоиста под стражу, и… Акико - не единственная новенькая в корпорации. Параллельно с ней на службу заступает сотрудник службы безопасности, огромного роста молчаливый бугай. И днем позже его коллега обнаруживает еще одного охранника, надоедливого и ленивого типа, мертвым в шкафу. Как было сказано выше, «Акебоне» - компания солидная. Но все ее сотрудники производят впечатление людей не от мира сего, от Куруме до странного кадровика Хиодо. Акико не слишком-то рада новым знакомствам, однако эта проблема отходит на второй план, когда выясняется, что она заперта в здании. И где-то совсем рядом - тот самый Фудзимару.
.
Офис - идеальное место для того, чтобы снять там слэшер, не думаете? Особенно когда гаснет свет в большинстве комнат, солнечный свет сменяется лунным, люди расползаются по домам. Не все. Кто-то остается… чтобы закончить свои дела. «Страж преисподней» - одна из ранних работ Киеси Куросавы («Исцеление», «Пульс» - да-да, тот самый «Пульс»). По словам режиссера, он задумывал этот фильм в качестве оммажа американским слэшерам восьмидесятых. Но получилось что-то иное. Своеобразное. Обычное - и необычное. Кто убийца - ясно с самого начала. Он харизматичен, но вполне себе человек, не странное существо в хоккейной маске или маске призрака. Легкий юмор, почему-то навевающий ассоциации со старыми советскими комедиями, лихим, невероятным, но прекрасным образом соседствует с умело нагнетаемым саспенсом.
.
В качестве примера прекрасно подойдет эпизод в подвале и архивной комнате, не говоря уже об обнаружении главной героиней своеобразного алтаря в свою честь. Никаких «граджей», их время тогда еще не пришло. Не сказал бы, что фильм похож на типовое американское жанровое кино. Даже если взять в качестве точки отсчета не очередную историю про очередной летний лагерь, а такие ленты как «Роботы-убийцы» Уайнорски или «Опасная игра» Хопкинса; Куросава не слишком-то большой любитель следовать стандартам. Отличный сеттинг. Мягкая, но действенная социальная сатира. Хорошие актеры. Грамотная режиссура. Садизм - да, однако без привычных для азиатского кино переборов. Вряд ли классика J-хоррора, при этом явление заметное. И если в свое время «Страж» прошел мимо вас, не поленитесь, наверстайте упущенное.
.
7/10