Оригинал взят у
skz_hram в
НА СМЕРТЬ АНДРЕЯ ПАНИНА.Оригинал взят у
13vainamoinen в
НА СМЕРТЬ АНДРЕЯ ПАНИНА.Оригинал взят у
melissa_12 в
НА СМЕРТЬ АНДРЕЯ ПАНИНА.Оригинал взят у
keltraf в
НА СМЕРТЬ АНДРЕЯ ПАНИНА.Церковь не может быть капиталистической
Размышления протодиакона Сергия Шалберова в связи с отпеванием артиста Андрея Панина …

Надо честно признаться, что мы, служители, чаще всего совсем не знаем, что за человек нами отпевается - обычно мы видим покойного первый раз в жизни. Однако в молитве, которую священник торжественно читает над ним, приходится согласно окаменевшему уставу лицемерно называть покойного «чадом по духу». А между тем в центральной части отпевания в заупокойном кондаке «со святыми упокой» предполагается наличие хоть
какой-то христианской веры в усопшем, хотя бы искры раскаяния! Но теперь по желанию родственников иногда приходится хоронить даже явных безбожников! Увы, такова современная реальность - то, что когда-то дышало духом живым и истинным стало тяжелой и кощунственной косностью... От такого несоответствия обряда отпевания фактической церковной действительности часто коробит душу, но утешение нахожу лишь в одном - вдруг на кого-то из «зде оставшихся» равнодушно стоящих вокруг гроба родственников молитвами нашими снизойдет благодать Божия - и может те вразумятся, и перед лицом смерти повернутся к Богу?
Regio eius religio (чье правление, того и религия) - вот действительная глубина вопроса,
поднятого отцом Константином - тема эта куда шире прикладного значения отпевания некрещеного.
В соборе, где был я когда-то смотрителем, на моих глазах разыгралась следующая интермедия. К назначенному часу венчания прибыла шикарно блистающая «пара гнедых»… Такой вот «неокапиталистический разгуляй», дешевая постпролетарская показуха, надменная кичливость своим богатством, своим нравственным уродством - смотрите и завидуйте, сколько у меня, выходца из коммунального полуподвала, теперь денег: сверхдлинный лимузин, облакоподобный кринолин на невесте от итальянского кутюрье, баснословной стоимости кольца с бриллиантовыми стразами, куклоподобные эльфы, подчеркнуто-театрально несущие длиннющий шлейф, забористое заморское шампанское, ручьями истекающее через край уже в церковном дворе, придворный духовой оркестр, ожидающий молодых в переулке и прочая… шелуха. Венчать их должен был
приснопамятный отец Виктор Грозовский - кряжистый неколебимый пастырь, прошедший горнило хрущевских унижений и кощунств...
Батюшка, выходя из Царских врат, приветливо улыбаясь, бархатным баритоном ласково вопрошает молодых:
- Крестики на вас есть?
На что громадный бритоголовый верзила-жених, сквозь квадратную голливудскую челюсть хамовито процеживает:
- Я в ваши сказки не верю, а ты, поп, лишнего не спрашивай - у нас все уплачено.
Протоиерей лишь смиренно указал молодым на выход:
- Вы ошиблись адресом. Деньги вам вернем…
Задуманное новобрачными дорогое лицедейство, фальшивый спектакль был остановлен бывшим театральным режиссером еще до первого звонка. Разразился грандиозный скандал. Не помогло даже телефонное давление от чьего-то влиятельного родственника из Смольного. Деньги им вернули - те обещали кровно отомстить злым и коварным церковникам. Такие вот «хозяева» теперь гадят в желтых газетенках, раздраженные, что Церковь не становится «ручной», готовой служить на потребу удобству мира...
Пред отцом Виктором я и ныне готов преклонить колени - это был крепчайший пастырь, исповедник благочестия, светильник веры. Вечная память его душе! Но надо честно сказать, что далеко не каждый батюшка имеет такой же масштаб души, чтобы дерзнуть обличить богатого и влиятельного человека, особенно если он оказал благотворительную услугу храму и поэтому считающий служителей своей придворной челядью. Такому уже не объяснить, что Святая Церковь не может не быть иной - не капиталистической, не считающей доходов, не ослепляющей умы сусальной роскошью, а чающей спасения душ человеческих в чистой совести и Божественном житии. Она может быть только Церковью Божией, и если она из Церкви Христовой вдруг преобразится в церковь придворную, то это будет страшное капиталистическое обмирщение Церкви. Суть этого апостасийного процесса всегда та же: замена веры - неверием, чистоты - грехом.
Помолимся же, отцы и братия - да не попустит Господь Бог поругания святыни алчными псами, заражения от них микробами жадности и дарует пастырям нашим силу и крепость!